22 ноября, пятница

Общественный запрос на ловлю жуликоватых чиновников как бы существует, а само общество проблему в себе даже признать не хочет

28 июня 2013 / 22:10
председатель Межрегиональной общественной организации «Общественный антикоррупционный комитет», депутат Госдумы от «Справедливой России»

Борьба с коррупцией – это слом устоев, изменение традиций. Это не просто введение какого-то нового налога.

Это не просто глобальная работа. Ее тяжело переоценить. Я не знаю, насколько глубоко сейчас правительство в состоянии погрузиться в выполнение задачи Путина.

Сегодня в обществе принято ругать коррупционеров, вроде бы, как бы существует общественный запрос на борьбу с коррупцией. Я повторяю – как бы этот запрос есть. Но при этом общество традиционно критикует коррупционеров в значении чиновника берущего взятку. Общество снисходительно ко второй половине – дающим взятки.

Давать взятку непорицаемо в обществе. А вот брать – плохо. И точно так же как коррупционер, дающий взятку, не воспринимается как коррупционер, существует запрос на некую прозрачность и порядочность власти, но без аналогичного требования к самим себе со стороны бизнеса или рядовых граждан.

Приведу пример. Сегодня все граждане страны, подавляющее большинство совершенно спокойно относятся к тому, чтобы получать зарплату в конвертах. При этом они понимают, что они обманывают государство, не платят подоходный налог, из-за этого недоформируются налоговые поступления, которые в итоге не превращаются в рост уровня образования, здравоохранения. И люди готовы критиковать отсутствие этого роста.

Второй срез того же примера. Ни для кого не секрет, ни для налоговой, ни для правоохранительных органов, ни для нотариата, что все сделки на вторичном рынке недвижимости идут по схеме: стоимость в договоре по БТИ и мешок или коробка с наличными в сейфовой ячейке. И так вся страна. То есть сейчас вся страна в рамках целой отрасли системно уклоняется от уплаты налогов. В присутствии нотариуса заключаются все эти сделки, вся банковская система адаптировалась к тому, что нужно сдавать ячейки под такого рода сделки, налоговики понимают, что все сделки – это уход от налогов. И все с этим мирятся. И общество считает, что это нормально.

То же самое с автомобилями, катерами, мотоциклами – есть минимальная стоимость по справке-счету, с которой не платится налог, и есть реальная стоимость при покупке и продаже. И так живет вся страна. Но при этом общественный запрос на ловлю жуликоватых чиновников как бы существует, а само общество проблему в себе даже признать не хочет.

Борьба с этим – это слом устоев, изменение традиций. Это не просто введение какого-то нового налога или какой-то ответственности.

Десятилетия люди привыкали не доверять государству, люди отвыкли ассоциировать себя с государством. Люди считают, что государство – это репрессивная машина, которая мешает бизнесу, не предоставляет медицинские услуги, повышает цены на услуги ЖКХ, снижает уровень образования. В народе существует ощущение, что государство - это плохо. И люди привыкли противостоять государству, а не воспринимать себя союзником государства, не говоря о людях, которые вообще себя частью государства не считают.

Чтобы решить поставленную задачу – это мировоззрение нужно ломать.

Принять антиофшорные законы можно, и таких инициатив довольно много, есть мировой опыт, практика. Есть сложности с правилами трансфертного ценообразования: при формировании контракта стороны делят его на цепочку контрактов, меняя в каждом из них стоимость то вверх, то вниз, чтобы на уровне нескольких государств минимизировать налоговую нагрузку. Это межнациональная проблема.

Но у нас в стране большинство сухих и прагматических инициатив налетают на проблему ментальности.

Взять в пример антиалкогольное законодательство. У нас в последнее время было принято множество запретов в этой сфере, а стали люди меньше пить? Объективно нет. Потому что есть сложившаяся привычка. Например, согласно докладу Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), «26% россиян – это маргиналы, системно употребляющие алкоголь». Это цитата. Звучит обидно и даже оскорбительно, но вот так они написали. Так что бросят эти «маргинал» пить, если мы рекламу запретим? Да нет, конечно. А вот когда мы через 10 лет, объясняя школьникам, что пить плохо, что для успеха в жизни нужно не за пивом бегать, а учиться мы увидим, что у нас стало этих самых «маргиналов», произошла естественная замена поколений и изменилась качественно структура употребления алкоголя. Не раньше.

Так вот то же самое и коррупцией. Взять и принять сейчас законы, которые на национальном уровне изменят отношение к формированию налоговой базы, создать понимание обязательности отношений государства и гражданина, гражданина и государства – вот главная проблема.
Антиофшорное законодательство можно принять, нужно бороться с зарплатами в конвертах. Но если подходить к проблема широко.

Материал подготовлен Центром политического анализа для сайта ТАСС-Аналитика