27 апреля, суббота

Обаме предстоит непредсказуемый визит

07 февраля 2013 / 18:54

В Брунее состоялась встреча российского министра иностранных дел Сергея Лаврова и его американского коллеги Джона Керри. Помимо «дежурных» вопросов, главы дипломатических ведомств обсудили и предстоящую в сентябре встречу президентов Владимира Путина и Барака Обамы. Если планы глав государств за лето не изменятся, это будет уже их третья за четверть года личная встреча. Впрочем, опрошенные Центром политического анализа (ЦПА) эксперты по российско-американским отношениям не видят в этом ничего необычного: отношения между лидерами РФ и США по-прежнему натянуты, но, в то же время, профессиональны. По этим же причинам от «текущей работы» президентов не стоит ждать «прорывных решений» вплоть до саммита G20. Тем не менее, по оценкам экспертов, круг вероятных тем переговоров будет значительно шире, нежели говорят дипломаты. Например, на встрече может быть затронута судьба бывшего американского агента ЦРУ и АНБ Эдварда Сноудена

Как заявил Лавров по итогам встречи с американским коллегой, было решено к сентябрьскому визиту Обамы в Москву, который состоится в преддверии санкт-петербургского саммита G20, подготовить «совместный доклад координаторов российско-американской комиссии, в котором будет отражена работа всех двадцати с лишним групп, которые в рамках этой комиссии функционируют». Кроме того, президенты будут обсуждаться планы «относительно резкого наращивания торгового и инвестиционного сотрудничества».

«Возможно, мы будем думать о проведении специальной встречи лидеров бизнеса РФ и США», - пояснил глава МИД РФ.

Говоря о том, что обсуждалось непосредственно на встрече с Керри, Лавров перечислил урегулирование ближневосточных конфликтов, в том числе Сирийского, подготовку к международной конференции «Женева-2», посвященной этой теме. В США, по словам министра, согласны с тем, что сирийская оппозиция консолидироваться на базе решений «женевского коммюнике 30 июня прошлого года». При этом Лавров подчеркнул, что на встрече не поднималась тема бывшего агента ЦРУ и Агентства национальной безопасности США Эдварда Сноудена, который сейчас находится в транзитной зоне московского аэропорта «Шереметьево». Лавров сослался на заявление по этому поводу президента Путина, который ранее возложил судьбу Сноудена на него самого, подчеркнув, что он волен делать что угодно, никто его выдворять из России не будет. Но на право остаться в РФ он может рассчитывать лишь если «прекратит свою работу, направленную на то, чтобы наносить ущерб нашим американским партнерам».

Напомним, Путин и Обама встречались в июне 2013 года в рамках двусторонней встрече на саммите G8. Еще одна их встреча запланирована в рамках конференции «Женева-2», которая должна состояться до конца лета, однако пока дата так и не назначена. Сентябрьская встреча в Москве должна стать уже третьей по счету за столь короткий промежуток времени.

Однако эксперты, опрошенные ЦПА, единогласно подчеркивают, что, так как эти встречи проходят в рамках тех или иных международных площадок либо приурочены к ним, то и их вес, в отличие от независимых двусторонних встреч, ниже.

«Все эти встречи проходят «в рамках…». Это не официальные визиты, а встречи на тех или иных площадках. Учащенность международных встреч приводит и к учащению встреч на высшем уровне», - объясняет необычно насыщенный график встреч глав государств заместитель директора Института США и Канады, доктор исторических наук Валерий Гарбузов.

А бывший заместитель министра иностранных дел РФ, профессор факультета политологии и факультета мировой экономики и мировой политики в Высшей школе экономики Федор Шелов-Коведяев вовсе не исключает, что одна из встреч президентов может сорваться.

Ссылаясь на слова уполномоченного Лиги арабских государств Лахдара Брахими, который намекнул, на то, что конференция «Женева-2» может быть перенесена на август, эксперт делает вывод, что стороны заинтересованные в оказании помощи военной оппозиции сирийского президента Башара Асада, тянут до снятия моратория на поставки оружия боевикам. Если это именно так, то «конференция станет не вполне актуальна», считает Шелов-Коведяев.

«Тогда встреча Обамы и Путина в сентябре приобретет большую значимость», - говорит он.

Комментируя перечень тем на осенней встрече Путина и Обамы, эксперты обозначают значительно более широкий круг, чем глава российского внешнеполитического ведомства Лавров.

Например, руководитель нью-йоркского представительства Института демократии и сотрудничества, профессор кафедры сравнительной политологии МГИМО Андраник Мигранян считает, что повестка может частично совпасть с повесткой саммита G20, то есть «международные финансовые институты, экономическое положение в мире, возможности устойчивого роста и обеспечения рабочими местами, сокращение безработицы, оздоровление финансовой ситуации, создание более эффективных институтов управления».

Все эксперты единогласно говорят, что будет обсуждаться тема сирийского конфликта. По оценке Миграняна, пока страны придерживаются противоположных позиций, но в США уже находятся политики, которые сомневаются в правильности избранной позиции администрации Обамы.

«В американских медиа все больше обсуждается, кому пойдут деньги и военная помощь. Кому США оказывают помощь: повстанцам или боевикам?», - говорит эксперт.

Уверен профессор МГИМО и в том, что президенты вспомнят про застарелый спор вокруг американской системы противоракетной обороны в Европе (ПРО), которая, как считают в России, угрожает ее военному потенциалу.

Среди неочевидных тем Мигранян называет проблему прав человека, которую Обама не сможет миновать.

«Этот пункт обязательно входит в меню уже как элемент американской внутренней политики. Довольно влиятельные силы в стране постоянно муссируют эту тему. Конечно, это поддерживается и силами российских либералов, которые часто выступают в американской прессе и в Конгресс ходят как к себе домой.

Лоббируют вещи, направленные против нынешних властей России», - говорит он.

Валерий Гарбузов среди возможных тем называет проблему вывода американского контингента из Афганистана и неизбежное обострение ситуации в этой стране.

«Мы, конечно, не просители, но все давно прекрасно осознают, что американцы в Афганистане решают, в том числе, и наши проблемы. В принципе нам выгодно их пребывание там. Конечно, уход американцев из Афганистана ставит перед Россией вопрос, что делать в этой ситуации», - считает он. Причем, по словам эксперта, выход из этой ситуации совсем неочевиден.

Федор Шелов-Коведяев, в свою очередь, полагает, что наиболее полезной для России и США темой переговоров было бы обсуждение общих положений и выработка правил игры, которых на сегодня нет. «Нам очень необходима система согласования наших взаимных шагов. Но, увы, она не складывается», - говорит он, добавляя, что в наших отношениях до сих пор царит «дух холодной войны».

Так или иначе, может быть затронута и «проблема Сноудена», не исключают международники.

«Потому что уж очень этот вопрос обострил и без того не очень теплые отношения между нашими странами», - говорит Гарбузов.

Шелов-Коведяев также не исключает, что этот вопрос будет поднят, но не как таковой, а в контексте общей напряженности отношений.

Мигранян на ситуацию с беглым агентом смотрит несколько спокойнее. Он полагает, что, скорее, этот конкретный инцидент будет обсуждаться среди прочего, наравне, например, с историей братьев Царнаевых в рамках общего разговора о сотрудничестве спецслужб обеих стран.

Впрочем, сколь широк бы ни был спектр тем переговоров президентов, эксперты единогласны в том, что от встречи Путина и Обамы вряд ли стоит ожидать «прорывных решений». Они если и возможны, то лишь уже на самом саммите G20, считает Мигранян.

Материал подготовлен Центром политического анализа для сайта ТАСС-Аналитика

мнения
7 февраля / 19:00
Между Путиным и Обамой возник когнитивный диссонанс
Даже во времена советско-американской конфронтации было лучше, поскольку стороны не выходили за рамки определенных заранее договоренностей {Читайте далее}
Шелов-Коведяев Федор Вадимович, руководитель исследований Фонда РОПЦ