25 ноября, понедельник

Об открытости Церкви для общества и государства

01 октября 2014 / 20:38

30 декабря 2013 года профессор, протодиакон Андрей Кураев исключен из преподавательского состава Московской духовной академии (МДА) за эпатажные публикации в социальной сети. Эксперты, опрошенные Центром политического анализа, комментируя увольнение Андрея Кураева из МДА, рассуждают о необходимости и допустимости открытого диалога между Церковью, обществом и государством.

«Ученый совет констатировал, что протодиакон регулярно выступает в средствах массовой информации и в блогосфере с эпатажными публикациями и что его деятельность в этих областях остается в ряде случаев скандальной и провокационной», - говорится в решении, принятом в Московской духовной академии.

Поэтому решено «отчислить протодиакона Андрея Кураева из преподавательского состава и исключить его из числа профессоров МДА, имея при этом в виду, что звания профессора он был удостоен в другом высшем учебном заведении». В решении МДА также отмечается, что отцу Андрею уже было указано на содержание его публичных высказываний на ученом совете 12 марта 2012 года.

Сам Андрей Кураев, комментируя этот документ на своей странице в социальной сети Facebook, пишет, что удивлен таким решением, так как «не было высказано претензий по существу, то есть богословских, ни к книгам, ни к академическим лекциям». Кураев  поблагодарил за поддержку первого проректора МДА, заслуженного профессора Михаила Иванова и других коллег, не согласившихся с решением о его отчислении. По словам Кураева, одной из причин его исключения из числа преподавателей МДА стало его высказывание «о гомосексуальном скандале в Казанской семинарии».  Причем, как заметил Кураев, не он поднял этот вопрос в СМИ – он лишь прокомментировал в своем блоге публикацию в прессе.

Председатель синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества Московского патриархата протоиерей Всеволод Чаплин отнесся к решению об исключении Кураева из состава профессоров МДА с пониманием. Как считает господин Чаплин, в поездках Кураева по регионам «священнослужители не однажды задавали вопрос: как относиться к высказываниям отца Андрея. Многие из его блогов не просто оригинальны и эффектны (что само по себе не всегда плохо), но коренным образом расходятся с соборным самочувствованием, которое есть у нашей Церкви. Ради оригинальности отец Андрей пытался нарочито с этим соборным голосом Церкви диссонировать». Также, по словам священнослужителя, на отца Андрея жаловались и студенты, поскольку он не всегда посещает лекции.

По мнению руководителя православного корпуса движения «Наши» Бориса Якеменко, отец Андрей заболел духовной болезнью, три основных причины которой - неумеренное честолюбие, желание быть популярным и неучастие в службах.

«Заразившись опасным политическим духом оппозиционерства, отец протодиакон, после его вполне ожидаемого увольнения из Академии (его предупреждали…), повел себя, как классический «болотный». Начал жаловаться на гонения, обличать гонителей, привлекать сочувствующую интернет-биомассу, которая в последние годы полностью подменила его ученическую аудиторию. Хотя весь опыт христианской Церкви, к которому любит аппелировать Кураев, свидетельствует о том, что гонимые принимали страдания и лишения за свои слова и поступки как должное, ибо были к гонениям готовы. Мало того, считали эти гонения проявлением милости Божией, а как можно роптать на милость, явленную от Господа. Можно вспомнить владыку Виктора (Островидова), которого мучили на Соловках, а он свое страдание «считал милостью Божьей»»,- написал Якеменко в своем блоге (пунктуация и орфография автора сохранены – прим. ред.).

О том, является ли конфликт между о. Андреем и руководством МДА исключительно внутрицерковным делом, либо амбиции сторон требуют широкого общественного обсуждения уже за рамками церковной ограды, мы поговорили с религиоведами и публицистами, не понаслышке знакомыми с проблемами РПЦ и взаимоотношений Церкви с обществом и государством.

Известный тележурналист Максим Шевченко полагает, что в Церкви есть люди, действительно недостойные сана, однако подавляющее большинство священников и мирян ведут строгую и правильную жизнь.

«Те проблемы, которые озвучил отец Андрей, прекрасно видят и многие люди в Церкви. Но Церковь земная напрасно понимается как нечто кристально чистое. В ней, конечно, правила строже, особенно за рамками городских тусовок. Те извращения, о которых писал отец Андрей, характерны именно для больших городов, где суетная светская жизнь входит в соприкосновение с церковной»,- рассказал Шевченко.

«Кураев совершил серьезную ошибку, обращаясь в своих социальных сетях к обществу, которое Церковь заведомо ненавидит и использует любые, справедливые или несправедливые, предлоги, чтобы её пнуть». Эксперт: Шевченко Максим Леонардович

С точки зрения заместителя главного редактора газеты «Известия», коллеги о. Андрея по Философскому факультету МГУ имени М.В. Ломоносова Бориса Межуева, РПЦ - это такая же открытая структура, как и любой другой институт. И, соответственно, когда речь заходит не о богословских спорах, а о возможном уголовном преступлении, необходимо расследование приводимых обвинений.

«Мне кажется, Кураев чересчур резко высказывается в своем блоге о своих бывших коллегах по Духовной Академии. Думаю, если бы меня уволили из МГУ, я не был бы столь резок к своим коллегам» Эксперт: Межуев Борис Вадимович

Религиовед Павел Костылев скептически смотрит на возможность диалога между церковью и обществом, в том числе в данной скандальной ситуации: «Возможно, это нужно той части общества, которая открыта всевозможным нововведениям и инновациям, так называемой творческой интеллигенции. Но вот нужно ли это мирянам и архиереям, приходским священникам, главам церковных институтов? Мне кажется, что нет. Безусловно, общественный запрос на открытость Церкви есть, и звучит он достаточно громко, однако не думаю, что он имеет серьезную общественную силу».

С точки зрения же главы клуба «Катехон» философа Аркадия Малера обвинения Кураева при всей своей серьезности, опираются на слишком слабую доказательную базу. «Протодиакон Андрей Кураев не понял, что его деятельность сейчас нацелена на дискредитацию Церкви и выгодна в первую очередь либеральным СМИ, которые не заинтересованы в существовании самой РПЦ»,- полагает Малер. Также, по мнению эксперта, при всей допустимой открытости власти и обществу, свои внутренние проблемы Церковь должна решать в первую очередь сама.

Консервативный аналитик Владимир Букарский также считает, что не дело предъявлять столь серьезные обвинения в открытом медиа-пространстве. «Церковь и так достаточно открыта для общества. Это отдельные представители общества пытаются ставить перед Церковью барьеры на её пути в школы, университеты, армию, хотят запретить Церкви высказываться по тем или иным политическим вопросам. А подтвердить или опровергнуть обвинения не в меру разгорячившегося протодиакона может только церковный суд».

Материал подготовлен Центром политического анализа для сайта ТАСС-Аналитика

мнения
1 октября / 20:41
Кураев совершил серьезную ошибку
Церковь, как и во все века, состоит из подавляющего большинства праведных достойных людей {Читайте далее}
Шевченко Максим Леонардович, член Совета по правам человека и развитию гражданского общества при президенте РФ, журналист
1 октября / 20:42
РПЦ - это такая же структура, как и любая другая
Государство и общество имеют право контролировать деятельность Церкви {Читайте далее}
Межуев Борис Вадимович, политолог, журналист, кандидат философских наук
1 октября / 20:43
Есть общественный запрос на открытость Церкви
Это нужно той части общества, которая открыта всевозможным нововведениям и инновациям, т.н. творческой интеллигенции {Читайте далее}
Костылев Павел Николаевич, старший преподаватель философского факультета МГУ, религиовед
1 октября / 20:44
Церковь, несомненно, должна вести диалог с обществом и государством
Внутренние проблемы Церковь должна решать сама, без внешнего вмешательства {Читайте далее}
Малер Аркадий Маркович, глава Византийского клуба «Катехон»
1 октября / 20:45
Церковь и так достаточно открыта для общества
Служителю Церкви прийти на телеканал «Дождь» с жалобами на церковные неустроения - это то же самое, что партизану явиться в гестапо {Читайте далее}
Букарский Владимир Валерьевич, руководитель Единого информационно-аналитического центра «Евразия Информ»