22 ноября, пятница

Нельсон Мандела: между черным и белым

12 сентября 2013 / 16:56

В ЮАР продолжаются траурные мероприятия по случаю смерти на 96-м году жизни первого президента страны Нельсона Манделы. Он будет похоронен 15 декабря в своем родном городе Куну в провинции Восточный Кейп, а 10 декабря состоится официальная церемония прощания с ним. Тем временем, смерть Манделы вызвала неоднозначную реакцию в российской публичной сфере.

Напомним, бывший президент Южно-Африканской Республики Нельсон Мандела скончался в прошлый четверг на 96-м году жизни. Последние годы жизни он долго и тяжело болел. В последний раз он появился на публике во время Чемпионата мира по футболу, который проводился, в ЮАР в 2010 году. За активное участие в движении против расовой дискриминации Мандела в 1964 году он был приговорен к пожизненному заключению и вышел на свободу только в 1990-м, проведя 27 лет в тюрьме. Уже через год Мандела возглавил Африканский национальный конгресс Южной Африки (АНК) - крупнейшую партию ЮАР, которая выступала за передачу власти в стране чернокожему населению. В 1994 году он был избран на пост президента ЮАР, став первым темнокожим главой этой страны. Он занимал этот пост до 1999 года. Мандела - лауреат Нобелевской премии мира, которая была присуждена ему в 1993 году.

Официальная церемония прощания с Манделой состоится 10 декабря на футбольном стадионе в Соуэто на юго-западной окраине Йоханнесбурга. На ней, как ожидается, будут присутствовать около 60 глав государств и правительств, в том числе Барак и Мишель Обама, а также бывшие президенты США Джимми Картер, Билл и Хиллари Клинтон и Джордж Буш-младший с супругами.

Смерть Манделы вызвала бурную реакцию во всем мире. В Тунисе, Индии, Египте и на Кубе был объявлен национальный траур. 6 декабря Заседание Генассамблеи ООН и жеребьевка Чемпионата мира-2014 по футболу начались с минуты молчания в память о нем. СМИ сообщили, что строящийся в самом центре Парижа парк будет назван в честь Нельсона Манделы. В память о нем самый узнаваемый небоскреб Нью-Йорка, 102-этажный «Эмпайр стейт билдинг», в субботу окрасился в цвета флага ЮАР - синий, красный, желтый и зеленый.

Россия также не осталась безучастной. Депутаты Госдумы от «Справедливой России» предложили мэру Москвы Сергею Собянину переименовать улицу Петра Войкова в улицу имени Нельсона Манделы, а также соответствующим образом изменить название станции метро «Войковская».

Вместе с тем, российские блоги пестрели в эти дни диаметрально противоположной реакцией. Одни восхищались Манделой, другие же указывали на то, что тот не сумел добиться ощутимых результатов, став президентом страны, и ЮАР на сегодня является одной из самых небезопасных стран черного континента.

Писатель и публицист Марина Юденич заявила Центру политического анализа, что «интернет всегда реагирует несколько иначе, чем реагирует объективная реальность, окружающий нас мир на то или иное событие». «В Интернете реакции более остры, более полярны и порой не отражают состояние общественного сознания», - уверена она.

«То, что Нельсон Мандела является историческим персонажем – это бесспорный факт, - подчеркнула Юденич. - Но он также не является святым и не может таковым быть, как и любой исторический персонаж. Мы видели, что его смерть отметили все мировые СМИ, и это правильно. Несмотря на всю неоднозначность своей биографии, это человек, который существенно повлиял на ход мировой истории».

Юденич уточнила, что «вопли, стоны и возведение этого факта в какое-то мировое событие и требование от человечества либо рыданий, либо проклятий – это свойство исключительно наших блогов». «Если получаешь информацию из блогов, ее всегда нужно анализировать и делить на два и особенно учитывать эмоциональную составляющую», - заметила она.

В свою очередь, журналист Максим Кононенко, нелицеприятно отозвавшийся на смерть Манделы, пояснил свою реакцию.

«Если говорить о Нобелевской премии мира, которой, в том числе, был награжден Мандела, стоит понимать, что она никак не является эталоном «хорошести» ее лауреата, - заявил он. - Мы знаем, что это довольно сомнительная премия, конкретно премия мира, которая вручается не Нобелевским комитетом и Нобель такую премию не учреждал. Поэтому этот критерий сомнителен для оценки того или иного политического деятеля».

Кононенко уточнил, что ничего против собственно Нельсона Манделы не имеет, поскольку «человек долго просидел тюрьме и заслуживает уважения хотя бы потому, что был последователен». «Я являюсь противником всяческого рода мутационного и революционного прогресса, - пояснил он. - Мне кажется, что все в мире должно происходить медленно и неправильно. Эволюция должна быть медленной и постепенной. Человечество с помощью идиотских революций проделало за 200 лет такой скачкообразный путь, что сейчас не очень понятно, куда ему идти дальше. То есть, мы забежали вперед паровоза. Это касается, не только русской революции – и французской, американской, англо-саксонской. Если бы все шло как шло, удовольствие мы бы растянули. И Африка стала бы со временем цивилизованной, а не такой, как сейчас, и англо-саксонскому миру было бы над чем поразмыслить на перспективу, а сейчас им уже думать не о чем».

«Собственно, моя претензия к Манделе состояла именно в этом, - подчеркнул эксперт. - Потому что, если вы берете папуасов, вынимаете их из леса и даете им свободу, это же не значит, что они в этот момент перестают быть папусами. В Америке, когда человек выигрывает крупные деньги в лотерею, ему их выдают очень постепенно на протяжении долгих лет, чтобы он научился обращаться с деньгами. Вот, что Мандела сделал с Африкой – раздал своим соплеменникам этот джек-пот в виде построенных белыми городов. И сейчас можно поехать и посмотреть, что с этими городами стало, потому что люди не умеют с ними обращаться. В этом состоит моя претензия к африканской революции, к русской революции, 1991 году и так далее. Мне все это не нравится».

Заведующий кафедрой новых медиа и теории коммуникации факультета журналистики МГУ им. М. В. Ломоносова Иван Засурский считает реакцию в российских блогах закономерной и указывает на некоторые черты Манделы.

«У Ганди похожая ситуация, - пояснил Засурский. - Но он сделал всего одну ошибку, Ганди допустил разделение Индии на Пакистан и Индию. И это привело к тому, что потом откололся Бангладеш, Пакистан дружит с Китаем и так далее. Так же и в ЮАР. Если ты политик и все делаешь правильно, ты должен сделать все правильно и в конце, когда ты победил. Я считаю, что некоторые вещи Мандела сделал правильно, например, не преследовал своих оппонентов, что очень важно. Но его оппоненты в свое время закручивали гайки так, что резьба слетела. Поэтому просто так получилось, что победа при любом раскладе их политического оппонента привела к тому, что их страна оказалась разрушена. Это ошибка людей, которые вводили апартеид, и если бы был более мягкий режим, скажем, как в Родезии, все могло быть по-иному».

Засурский привел в пример Америку. «Там черный президент, и все в порядке, - уточнил он. - Получается, что Америка смогла преодолеть свои расовые стереотипы, а в ЮАР пошли на непримиримую войну с населением, и в какой-то момент властная верхушка потеряла возможность переназначиться, и хорошо, что их не расстреляли. Величие Манделы состоит в том, что он не устроил у себя в стране «мясокомбинат», хотя мог бы».

Материал подготовлен Центром политического анализа для сайта ТАСС-Аналитика

мнения
12 сентября / 17:27
Мандела тоже не был святым
Его смерть отметили все мировые СМИ и это правильно {Читайте далее}
Юденич Марина Андреевна, писатель, публицист
12 сентября / 17:32
Величие Манделы состоит в том, что он не устроил у себя в стране «мясокомбинат»
Америка смогла преодолеть свои расовые стереотипы, а в ЮАР пошли на непримиримую войну с населением {Читайте далее}
Засурский Иван Иванович, заведующий кафедрой новых медиа и теории коммуникации факультета журналистики МГУ им. М. В. Ломоносова
12 сентября / 17:33
Я являюсь противником всяческого рода мутационного и революционного прогресса
Если вы берете папуасов, вынимаете их из леса и даете им свободу, это же не значит, что они в этот момент перестают быть папуасами {Читайте далее}
Кононенко Максим Витальевич, журналист