4 мая, суббота

Ленин утратил связь с партией

21 января 2014 / 21:24

В 90-ю годовщину со дня смерти одного из главных теоретиков коммунизма Владимира Ленина в России разразился традиционный спор – стоит ли выносить из Мавзолея в центре давно уже не «красной» Москвы тело вождя мирового пролетариата. По обыкновению, строже всех коммунистический реликт охраняет КПРФ. Центр политического анализа попытался разобраться, что реально означает для партии Геннадия Зюганова Владимир Ленин: реальный символ идеологических убеждений или же лишь удобный повод для сохранения советского электората.

Коммунизм в теории отрицает капитал и частную собственность, а также не совместим с религией, которую Маркс называл опиумом для народа. Идеология нынешней КПРФ допускает и первое, и второе.

Что касается капитала и частной собственности, то даже в руководстве КПРФ есть люди, пришедшие из бизнеса. Любопытно, что самый известный российский олигарх Михаил Ходорковский незадолго до ареста финансово поддерживал именно партию Зюганова. Впрочем, нельзя не отметить, что публично лидер КПРФ всегда выступает против олигархов.

С религией в КПРФ также не враждуют. Например, Геннадий Зюганов и его ближайшие соратники ходили поклоняться известной христианской реликвии Поясу Богородицы, которую несколько лет назад привозили в Москву. Более того, Зюганов неоднократно сравнивал постулаты коммунизма с Нагорной проповедью Иисуса Христа.

Тем не менее, несмотря на эти исторические разночтения, КПРФ из года в год требует отказаться от идеи выноса Ленина из Мавзолея, фактически защищая символ теории, ставшей политически непригодной для практики современных коммунистов.

Секретарь ЦК КПРФ по правовым вопросам Вадим Соловьев не видит в этом никаких противоречий. По его мнению, «КПРФ и сейчас стоит на позициях научного коммунизма, марксизма и ленинизма». А отклонение от отдельных базисов он объясняет тем, что для ленинизма изначально характерен «недогматический подходил к рабочему движению». «Ленин творчески развивал марксизм, исходя из непосредственных условий нашего государства», - продолжает он.

«Геннадий Андреевич Зюганов не только выдающийся политик, но и философ. Он доктор философских наук. Его труды печатались почти в 90 странах мира миллионными тиражами и в социалистических странах, и капиталистических. И везде его воспринимают как человека, творчески подходящего к развитию марксизма-ленинизма», - добавляет Соловьев.

Однако такой подход не разделяет экс-губернатор Камчатской области, в прошлом один из соратников Зюганова, а ныне секретарь ЦК партии «Коммунисты России» по идеологической работе Михаил Машковцев.

«Партия Зюганова давно не соответствует ленинизму – это уже давным-давно всем известно. Я, как много лет бывший соратником Зюганова и членом ЦК КПРФ, расстался с этой партией и принял участие в создании новой коммунистической партии. Все что говорит Зюганов и его ближайшее окружение – это только слова, за которыми нет ни мысли, ни души» Эксперт: Машковцев Михаил Борисович

А ожесточенная защита тела Ленина, по его мнению, - это попытка «подмены понятий».

«Может быть, вы удивитесь, но лично мне вопрос выноса тела Ленина из Мавзолея не интересен. Мы тут подменяем понятия символами, становимся на одну доску с самыми мрачными религиозными мракобесами. Надо бороться за дело Ленина, а не за его тело. На мой взгляд, если бы Ленин мог встать, он сам бы ушел из Мавзолея. Ему было бы стыдно лежать в центре так изуродованной страны», - заключает Машковцев.

В свою очередь, директор Института Глобализации и социальных движений Борис Кагарлицкий полагает, что для КПРФ попытки защитить тело первого лидера российской коммунистической партии – «это один из способов доказать, что она хоть какое-то отношение имеет к Ленину». «Поскольку к его идеям они отношения не имеют», - поясняет эксперт.

«Что касается содержания, насколько партия Зюганова является коммунистической - то ни на сколько» Эксперт: Кагарлицкий Борис Юльевич

При этом, впрочем, он не считает, что в современной политике классические левые догмы должны строго соблюдаться.

«Это ж не религия, чтобы удерживать ее в том виде, в каком она существовала. На Западе есть определенная мода не левизну, но на самом деле модные левые – это совсем те, кто представляет сегодня левое движение. На самом деле реальную классовую борьбу ведут, прежде всего, профсоюзы, иногда широкие социально-политические коалиции, причем не всегда с очень четко прописанными идеологическими ориентирами. Они не всегда являются безупречными, с точки зрения классических левых идеологов», - считает Кагарлицкий.

В заключение отметим, что все годы после развала СССР коммунисты успешно отбивают атаки на тело Лениина, однако из года в год обосновывать свою позицию им становится все тяжелее. Согласно замерам Фонда «Общественное мнение», с 1994 по 2013 годы мнение россиян на этот счет менялось. Число сторонников захоронения Ленина поднялось с 45% до 61%, а противников снизилось с 39% до 25%. Правда, стоит отметить, что график не равномерный, в разные периоды происходили заметные колебания общественного мнения по этому поводу в противоположную сторону, однако динамика, тем не менее, очевидна.

Материал подготовлен Центром политического анализа для сайта ТАСС-Аналитика

мнения
21 января / 22:40
КПРФ и сейчас стоит на позициях научного коммунизма, марксизма и ленинизма
Мы остаемся на позициях марксизма-ленинизма и защищаем интересы трудящихся, рабочего класса {Читайте далее}
Соловьев Вадим Георгиевич, секретарь ЦК КПРФ по правовым вопросам
21 января / 22:41
К идеям ленинизма КПРФ отношения не имеет
Для партии Зюганова один из способов доказать, что она хоть какое-то отношение имеет к Ленину – это регулярно проводить акты языческого поклонения {Читайте далее}
Кагарлицкий Борис Юльевич, директор Института Глобализации и социальных движений
21 января / 22:43
Надо бороться за дело Ленина, а не за его тело
Все, что говорит Зюганов и его ближайшее окружение – это только слова, за которыми нет ни мысли, ни души {Читайте далее}
Машковцев Михаил Борисович, cекретарь ЦК партии «Коммунисты России» по идеологической работе