7 мая, вторник

Курение под запретом: итоги года

14 февраля 2014 / 16:54

23 февраля 2013 года президент Владимир Путин подписал федеральный закон №15 «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака». Большая часть ограничений вступила в силу с 1 июня прошлого года, однако, другая часть начнет действовать лишь после 1 июня нынешнего года. Впрочем, уже сегодня видно разительное несоответствие повседневной практики новым законодательным нормам. Эксперты, опрошенные Центром политического анализа, сомневаются, что запрет на курение покажет свою действенность в нашей стране.

Ограничивая курильщиков в следовании их вредным привычкам, а также индустрию – в возможностях эти привычки обслуживать, - российское государство движется в фарватере глобального западного тренда. Здоровый образ жизни как массовая идеология современного европейского общества оставляет за бортом социального прогресса расслабленных детей ХХ века: саморазрушение – это больше не модно.

Впрочем, подражая законодательным экзерсисам США и Европы, Россия, похоже, не всегда способна обеспечить исполнение «драконовских» правил в сфере охраны здоровья граждан. Так, в условиях крайне высокого процента курящего населения, слабых институтов и пресловутого правового нигилизма, приписываемого российской ментальности, законодательная норма сплошь и рядом кардинально расходится с реальностью повседневной жизни российских граждан. Короче говоря, в случае ограничений по потреблению табака, строгость российских законов как никогда компенсируется необязательностью их исполнения. Именно на эту проблему, среди прочего, обратили внимание респонденты Центра политического анализа.

Журналист Роман Федосеев не курит и не выносит дыма сигарет. Однако, будучи убежденным либералом и даже либертарианцем, он крайне негативно относится к покушениям государства на свободу курения. По мнению Федосеева вопрос допустимости курения в заведениях общепита находится всецело в компетенции его хозяев. Журналист полагает, что консолидированная позиция некурящих посетителей кафе и хозяев соответствующих заведений могла бы оказать на ситуацию куда более позитивный эффект, чем законодательные директивы, которые все равно не соблюдаются в тех местах, большинство посетителей которых по факту составляют курильщики: «Мне сложно представить, что в кафе «Маяк» не будут курить совсем», - отмечает бывший шеф-редактор сайта W-O-S.ru.

Детский психолог Марина Романникова, специализирующаяся на проблемах с никотиновой зависимостью у подростков, также скорее верит не в запреты, а в позитивный пример, профилактику и приобщение к ценностям здорового образа жизни. Вместе с тем, по словам Романниковой, наблюдая за подростками в общественных местах, таких как кафе или кинотеатры, она все чаще видит, как они жертвуют своей привычкой к курению, будучи вынужденными считаться с интересами окружающих. «Когда человек видит какие-то приятные места, в которые хочется пойти и где, вместе с тем, нельзя курить, он действительно задумывается о комфорте некурящих людей, которые в этом месте находятся», - отмечает педагог-психолог.

Наиболее последовательным критиком новейшего антитабачного законодательства является Андрей Лоскутов, исполнительный директор Общероссийского движения за права курильщиков. Отметим, что в числе сопредседателей организации – актер Михаил Боярский и директор Департамента информации и рекламы «Роснефти» Михаил Леонтьев.

Лоскутов отмечает, что закон не заставит отказаться от табака 45 млн. взрослых курильщиков, хотя бы потому, что курение имеет слишком прочный фундамент в качестве культурной практики. Более того, привязанность к табаку у многих носит не только психологический, но и физиологический характер. По его словам, разумные меры в отношении ограничения курения должны быть сконцентрированы в первую очередь на профилактике никотиновой зависимости среди несовершеннолетних. Эксперт напоминает, что за последние пять лет ограничения в сфере курения и оборота табака усилились в несколько раз, однако, параллельно с этим возраст приобщения к табаку снизался с 13 до 11,5 лет. Именно в одиннадцать с половиной лет подростки впервые пробуют курить, и многим из них это занятие приходится по вкусу.

Лоскутов призывает внести в закон изменения, которые позволили бы людям самостоятельно договариваться о том, где можно и где нельзя курить. Причем, по словам эксперта, в ситуации общественного согласия санкции за нарушение договоренностей могли бы быть куда серьезнее существующих ныне: «Если какая-то зараза закурила на борту самолета, где мы договорились не курить, если какая-то зараза закурила на детской площадке, где мы точно договорились не курить, тогда нужно говорить не о 500 рублях штрафа, которые никого не пугают, а о самых серьезных санкциях», - подчеркивает господин Лоскутов.

Материал подготовлен Центром политического анализа для сайта ТАСС-Аналитика

мнения
14 февраля / 17:05
Саморегуляция всегда работает лучше, чем меры со стороны государства
Некурящим стоило бы создавать свою альтернативу, вырабатывать позитивную повестку {Читайте далее}
Федосеев Роман , журналист
14 февраля / 17:07
Позитивная динамика все же наблюдается
В первую очередь я за профилактику, за превентивные меры {Читайте далее}
Романникова Марина , педагог-психолог
14 февраля / 17:08
Давайте отдадим вопрос курения на откуп трудовому коллективу
Табак – часть национальной культуры, от которой нельзя отказаться с помощью закона {Читайте далее}
Лоскутов Андрей Иосифович, исполнительный директор Общероссийского движения за права курильщиков