Табак – часть национальной культуры, от которой нельзя отказаться с помощью закона.
Закон, на наш взгляд, очень плохой. Он плохой по одной простой причине: он плох для всех. У нас в стране половина взрослого населения курит, и половина не курит. Казалось бы, закон – на благо тех, кто не курит, потому что объявляет Россию некурящей страной, и на благо тех, кто курит, потому что принуждает их отказаться от этой вредной привычки. Но этот закон – обманка. Потому что он обманет ту половину, которая рассчитывает на то, что курильщикам окончательно объяснят губительность их привычки, и у нас будет страна без табака. Этого не произойдет, потому что половина взрослого населения ни 1 июня 2013, ни 1 июня 2014 не проснутся некурящими. Потому что курение это не цена пачки, не желание отравиться или что-то еще. Это на самом деле очень серьезная психологическая, а у кого-то и физиологическая привязанность к табаку.
Просто так с этим бороться нельзя. Табак – часть национальной культуры, от которой нельзя отказаться с помощью закона. Ни от чего из того, к чему человек пришел в результате развития цивилизации, просто так, по решению законодателя, отказаться нельзя. Тем более, стоит подчеркнуть, что курит именно половина взрослого населения, то есть люди, которые сознательно покупают именно этот товар за свои деньги. Выходя на работу, курильщик может забыть жену поцеловать, но никогда не забудет положить в карман пачку сигарет. А мы собираемся бороться с этой привычкой, запрещая. Нет, если это элемент культуры, значит, надо бороться с курением именно на этом уровне. На уровне, который понимает взрослый культурный человек. Нужноему объяснять, что он может делать, будучи правильным гражданином, а что он делать не должен.
Прежде всего, нужно взрослому человеку сказать, что самое главное для нас, для взрослых – это не допустить к табаку подрастающее поколение, а для этого дополнительный закон не нужен. За последние пять лет ограничений по курению стало во много разбольше, а возраст приобщения к табаку, оказывается, понизился с тринадцати до одиннадцати с половиной лет. В среднем подросток уже не в тринадцать, а в одиннадцать с половиной лет первый раз прикасается к табаку. Поэтому мы должны решить здесь. Если мы воздвигнем такую стену между табаком и подростком, чтобы в лагерь курильщиков не рекрутировалась молодежь, тогда мы действительно решим проблему – не сразу, не 1 июня 2014 года или даже 2015-го и 2016-го. Но лет через 5-10 мы очень кардинально, процентов на 30, снизим число курильщиков в России.
А вторая наша позиция состоит в том, чтобы дать возможность взрослому курильщику докуривать так, как он хочет. Боритесь с ним, доказывайте ему, воспитывайте его, но дайте ему возможность курить там, где он находится: в больнице, в поезде, в театре, в кинотеатре. Прежде всего, на рабочем месте. Почему 450 депутатов запрещают курить 45 млн. курильщиков?
Давайте сделаем по уму: отдадим вопрос курения на откуп трудовому коллективу. Мы ведь треть жизни проводим на работе. Вот и давайте решать с участием трех сторон: работодателя, работника, профсоюзного комитета. Поняли, что нельзя курить на Норильском горно-обогатительном комбинате – зафиксировали это правило. Только подобное такое решение принято не будет, потому что там есть руководитель, который понимает, что его рабочий, выйдя на30-градусный мороз, может не вернуться на рабочее место, а платить будет он. Это не выгодно. Но невыгодно и если рабочий будет курить, мешая другим. Поэтому давайте организуем на рабочем месте курилку, где взрослый человек сможет отдаваться этой своей привычке, будь то в больнице, в кинотеатре, кинотеатре, где-то еще – вот принцип, который мы исповедуем.
На втором съезде Общероссийского движения за права курильщиков мы сформулировали 6 позиций, которые хотим внести в данный закон: курение на рабочем месте, курение в ресторанах (давайте делать рестораны, как для курящих, так и для некурящих) и т.д. Мы выдвинули определенные требования, и сейчас собираем миллион подписей в России, для того чтобы депутаты поняли, что, выступая за права курильщиков, мы выступаем также и за права некурящих. Наш главный лозунг – это создание закона общественного согласия, закона, который удовлетворит и тех, кто курит, и тех, кто не курит, и тех, кто продает табак, и тех, кто лечит заболевших. Как только мы договоримся о той позиции, которая нас устраивает, мы сможем сказать: «Слушай, мы всем сделали хорошо!» А если какая-то зараза закурила на борту самолета, где мы договорились не курить, если какая-то зараза закурила на детской площадке, где мы точно договорились не курить, тогда нужно говорить не о 500 рублях штрафа, которые никого не пугают, а о самых серьезных санкциях. Тогда у нас будет ситуация общественного согласия, и все будут довольны, а на недовольных будем оказывать давление.