6 мая, понедельник

Катынь: Европа сказала полякам «нет»

22 октября 2013 / 21:58

Решение Европейского суда по правам человека (ЕСПЧ), не признавшего действия России по отношению к родственникам жертв «катынского расстрела» нарушением Европейской конвенции по правам человека, связано с нежеланием суда создавать опасный для многих государств прецедент и превращаться в инструмент разрешения исторических споров. Такое мнение высказали эксперты, опрошенные Центром политического анализа. При этом эксперты предупреждают, что попытки давления на Россию будут продолжаться как в связи с «Катынским делом», так и в связи с сознательным искажением исторических фактов.

«Большинством голосов суд постановил, что не было нарушения статьи 3 (запрет бесчеловечного или унижающего достоинство обращения)», - говорится официальном сообщении ЕСПЧ. В минувшем году одна из его палат постановила, что российские власти допустили подобное правонарушение в отношении 10 заявителей, родившихся до 1940 года.

Большая палата ЕСПЧ также поставила окончательную точку в рассмотрении жалоб родственников «катынского расстрела» на якобы неэффективность проведенного властями РФ расследования гибели их близких. «Большинством голосов суд постановил, что он не может в этом деле рассматривать по существу жалобу на нарушение 2 статьи (право на жизнь) Европейской конвенции по правам человека», - подчеркивается в судебном вердикте.

Директор фонда «Историческая память» Александр Дюков отмечает, что поданные иски касались не столько «катынского дела», сколько России как таковой.

«Истцы (родственники расстрелянных поляков), а также примкнувшее к ним общество «Мемориал» старались политизировать проблему и вышли за рамки разумного. Например, они утверждали, что Россией была нарушена вторая статья Конвенции – «право на жизнь». Но очевидно, что современные российские власти просто физически не могли нарушить ничьего права на жизнь. Если вопрос о доступности материалов следственного дела по Катыни действительно остается, то вопрос о нарушении права на жизнь был поднят необоснованно, признал ЕСПЧ» Эксперт: Дюков Александр Решидеович

По словам историка, в случае если бы ЕСПЧ согласился с заявлениями истцов, то сложился бы весьма опасный прецедент. «Была бы установлена прямая ответственность современной России за преступления 73-х летней давности. Во-вторых, была бы признана правомерность ретроспективного применения европейской конвенции по правам человека по отношению к событиям, произошедшим до ее принятия. ЕСПЧ превратился бы в своеобразную дубину исторической политики при помощи которой сводились бы историко-политические счеты», - предупреждает он.

Причем, счеты могли бы возникнуть не только к России. Например, к Франции и Великобритании  могли бы быть поданы иски по поводу событий времен колониализма. «То есть решение бы затронуло все государства мира, но было бы неправосудным, поскольку закон обратной силы не имеет. К счастью ЕСПЧ принял решение, которое должен был принять. Истцы, конечно, будут его обжаловать, но не думаю, что оно будет изменено», - полагает он.

Дюков отмечает, что никто не отрицает, что польские военнопленные были убиты НКВД. «Было специальное постановление Госдумы и вопрос можно считать решенным. Но из трагедии нельзя делать дубинку для использования в межгосударственных спорах. Определенные силы заинтересованы в таком инструменте, но ЕСПЧ продемонстрировало нежелание исполнять роль подобной дубинки», - указывает он.

Преподаватель Историко-архивного института РГГУ Иван Белоконь рассказал, что основная версия катынских событий – месть советской власти «белополякам».

«Дело в том, что польские военные кадры подверглись очень тщательной фильтрации. Уничтожались представители жандармерии, высшие офицерские чины, кадровые разведчики. На примирение их с советской властью рассчитывать было сложно, ведь перед 1939 годом из Варшавы раздавались угрозы расправиться с СССР на пару с Гитлером. Кроме того, там были люди, участвовавшие в ожесточенной советско-польской войне 1920 года. Но когда пытаются сопоставлять полтора десятка тысяч жертв поляков в Катыни и сотню тысяч погибших в польском плену красноармейцев, то это выглядит крайне неэтично. Эксперт: Белоконь Иван Александрович

В обоих случаях имеет место великая трагедия», - подчеркивает он.

Белоконь предполагает, что, возможно, СССР не надо было торопиться и брать на себя вину за Катынь. «Тогдашние власти думали о ближайших перспективах – надеялись на позитивную реакцию соцлагеря, а сейчас мы пожинаем последствия», - указывает он.

Призывает историк и не забывать и о финансовой стороне дела. «Поляки добиваются выплаты финансовых компенсаций родственникам погибших. Это напоминает попытку торговаться на мертвых и вырвать свой куш, что выглядит некрасиво», - убежден он. 

При этом, по мнению Белоконя, будущее российско-польских отношений от «катынского дела» напрямую не зависит. «Так много было негатива в отношениях двух славянских народов, что если опираться только на него, то никакого конструктивного диалога не получится», - считает он.

«Полякам нужно научиться жить в современной Европе, ориентируясь на будущее, а не на прошлое. Ориентироваться надо на успешные примеры преодоления исторических противоречий, брать пример с совместной работы советских и финских историков по теме «зимней войны» 1940 года»

Директор Института системно-стратегического анализа Андрей Фурсов полагает, что европейцы не оставят своих попыток навязать нам чувство вины за нашу историю. «Если вдруг замолчат про Катынь, то попытаются изобразить СССР таким же агрессором, каким была гитлеровская Германия. Будут говорить, что наш тоталитаризм хуже немецкого. Это будет продолжаться, пока мы не откажемся от своей истории. Нас хотят заставить каяться и отказаться от своей идентичности», - убежден он.

По мнению политолога, с нами хотят сделать то же, что англосаксы проделали с немцами после войны – провести процесс ценностной кастрации, уничтожить сам дух русского народа. «Черчилль говорил, что англичане воюют за то, чтобы дух немецкого народа никогда не возродился. Сейчас европейцы воюют с духом Пушкина и Толстого. Но ведь в отличие от немцев мы не потерпели поражения во Второй мировой. Мы – победители, что безумно раздражает европейцев. Им очень хочется вытолкнуть Россию из числа победителей, чтобы мы начали каяться за социализм», - указывает он.

По словам Фурсова, «катынское  дело» в этом ряду только мелкий эпизод. В данном случае Польша выступает не сама по себе, а как часть Запада.

«То, что у поляков и «Мемориала» обломилось – это хорошо, но нам надо помнить, что Россию никогда не оставят в покое. Единственный выход – быть сильными и не позволять внутренней «пятой колонне» выступать на стороне нашего геоисторического противника» - заключает он.

Материал подготовлен Центром политического анализа для сайта ТАСС-Аналитика

мнения
22 октября / 22:18
Нам надо помнить, что Россию никогда не оставят в покое
В данном случае Польша выступает не сама по себе, а как часть Запада {Читайте далее}
Фурсов Андрей Ильич, директор Института системно-стратегического анализа
22 октября / 22:19
Данное решение Большой палаты ЕСПЧ является вполне адекватным
ЕСПЧ не может подменять собой национальную судебную систему {Читайте далее}
Дюков Александр Решидеович, директор фонда «Историческая память»
22 октября / 22:21
Будущее российско-польских отношений от «катынского дела» не зависит
Полякам нужно научиться жить в современной Европе, ориентируясь на будущее, а не на прошлое {Читайте далее}
Белоконь Иван Александрович, преподаватель Историко-архивного института РГГУ