Полякам нужно научиться жить в современной Европе, ориентируясь на будущее, а не на прошлое.
Основная версия катынских событий – месть советской власти «белополякам». Дело в том, что польские военные кадры подверглись очень тщательной фильтрации. Уничтожались представители жандармерии, высшие офицерские чины, кадровые разведчики. На примирение их с советской властью рассчитывать было сложно, ведь перед 1939 годом из Варшавы раздавались угрозы расправиться с СССР на пару с Гитлером.Кроме того, там были люди, участвовавшие в ожесточенной советско-польской войне 1920 года. Но когда пытаются сопоставлять полтора десятка тысяч жертв поляков в Катыни и сотню тысяч погибших в польском плену красноармейцев, то это выглядит крайне неэтично. В обоих случаях имеет место великая трагедия.
Рациональное зерно присутствует как в построениях сторонников версии расстрела НКВД, так и в схемах их противников. Нужна кропотливая работа историков с документами, хотя есть версия, что все документы скопом сфальсифицированы во времена Ельцина. Ее придерживается публицист Юрий Мухин в книге «Антироссийская подлость», правда весьма путаной. И в целом, катынская история представляется такой же темной, как и история с призванием варягов. Если кто-то сумеет на высоком профессиональном уровне в ней разобраться, то это станет научным подвигом. Но, возможно, что СССР не надо было торопиться и брать на себя вину за Катынь. Тогдашние власти думали о ближайших перспективах – надеялись на позитивную реакцию соцлагеря, а сейчас мы пожинаем последствия.
Нельзя забывать и о финансовой стороне дела. Поляки добиваются выплаты финансовых компенсаций родственникам погибших. Это напоминает попытку торговаться на мертвых и вырвать свой куш, что выглядит некрасиво.
Но, как мне кажется, будущее российско-польских отношений от «катынского дела» не зависит. Так много было негатива в отношениях двух славянских народов, что если опираться только на него, то никакого конструктивного диалога не получится. Полякам нужно научиться жить в современной Европе, ориентируясь на будущее, а не на прошлое. В конце концов, последствия советско-финской войны были гораздо более тяжелыми. Но добросовестность, честность и умение советского руководства прощать сделали финский народ другом Советского Союза. Были налажены и отношения с Францией, несмотря на то, что порядка трети миллиона французов воевали на восточном фронте… Ориентироваться надо на успешные примеры преодоления исторических противоречий, брать пример с совместной работы советских и финских историков по теме «зимней войны» 1940 года.