6 мая, понедельник

Как нам реорганизовать правительство

25 октября 2013 / 19:21

25 октября в Госдуме состоится обсуждение правительственного проекта бюджета на 2014-2016 годы. По итогам обсуждения бюджета КПРФ грозится осуществить попытку вынесения на голосование вопроса об отставке правительства Дмитрия Медведева. Неоднократно правительству предъявлял претензии по поводу недостаточной эффективности работы и президент России Владимир Путин, прежде всего, в части исполнения его «майских» указов. Эксперты, опрошенные Центром политического анализа, предлагают собственные рецепты повышения эффективности работы правительства.

Все эксперты едины в том, что качество административной работы кабинета министров хромает. Однако причины все называют разные. Например, бывший заместитель министра энергетики, ныне председатель партии «Демократический выбор» Владимир Милов считает, что проблема не столько в составе кабмина, сколько в сложившейся практике.

«Я бы не стал говорить о каких-то специфических недостатках кабинета. Внятной системы управления внутри правительства нет. Из-за этого гипертрофированное значение принимают отдельные министры и их самодеятельность», - считает Милов, и возмущаясь, в частности, по поводу публичного конфликта между Онищенко и Голодец, добавляет: «в нормальном правительстве такое просто невозможно».

Исправить положение, считает Милов, может только усиление политической конкуренции в парламенте. «Когда есть реальная конкуренция настоящих политических сил в парламенте, лидером обязательно станет человек политически заметный, который сможет перетянуть на свою сторону большое количество симпатий разных сил», - объясняет руководитель Демвыбора.

Согласен с тем, что проблема эффективности исполнительной власти системная, а не персональная, и доцент кафедры теории и практики госуправления НИУ ВШЭ Павел Кудюкин. Однако, по его мнению, чтобы исправить ситуацию, необходимости политизировать правительство, нет.

«Во всем мире правительство - это политический орган. Министры – это не бюрократы, а политики. У нас сложнее, потому что у нас давняя традиция, что возглавить министерство – это верх бюрократической карьеры. Но если бы даже у нас кабинет министров просто отстроил собственный бюрократический аппарат – это была бы только польза делу» Эксперт: Кудюкин Павел Михайлович

Начать стоит с «налаживания элементарной исполнительской дисциплины», полагает Кудюкин.

«У нас до сих пор значительная часть поручений президента и правительства не выполняется. Даже формально, не говоря уже по существу. По разным оценкам, от 40% до 60% поручений остаются неисполненными», - говорит он.

Не считает острой необходимостью политизировать деятельность исполнительной власти и председатель правления Центра политических технологий Борис Макаренко. Несмотря на то, что Макаренко крайне критично настроен по отношению к эффективности деятельности правительства, он считает, что сама по себе замена одного состава правительства на другое не решает проблему. «Пусть эта власть попробует научиться работать эффективно», - считает он.

По словам Макаренко, нынешнее правительство достаточно давно внедряет передовые технологии управления: оценку регуляторного воздействия, электронное правительство, административные регламенты. Однако все это не имеет эффекта т.к. нет базовых стимулов развития.

«Нужна подотчетность власти, нужно, чтобы власть боялась, что ее призовут к ответу. Призвать к ответу ее может только народ. Это значит, что необходимо больше демократичности, больше конкурентности. Нужны меритократические качества отбора, чтобы наверх поднимались не самые мощные лоббисты и лучшие друзья властителей, а те, кто лучше умеют справляться с делом» Эксперт: Макаренко Борис Игоревич

В перспективе, считает он, можно говорить о переходе к системе, когда правительство формируется парламентом, а не президентом.

«Как только у нас в стране появятся настоящие партии, об этом можно будет говорить. Понятно, что это спор, что раньше появилось курица или яйцо. Но правительство, сформированное парламентом, получается там, где в парламенте сидят сильные и ответственные перед обществом политики», - говорит Макаренко.

Наименее критичен в своих оценках работы правительства генеральный директор Фонда стратегических коммуникаций, консультант проекта «Кадровый резерв» Дмитрий Поликанов. Он считает, что ошибки, которые допускает правительство, связаны с огромным объемом возложенной на него работы.

«Говорить, что есть какие-то фатальные проблемы с администрированием было бы, наверное, неправильно. Просто тот объем задач, который приходится решать, достаточно тяжелый. Кроме того, экономическая ситуация такова, что каждый день приходится принимать сложные решения. Я считаю, что не нужно им мешать. Законодательной и исполнительной власти нужно играть в связке», - говорит Поликанов.

Материал подготовлен Центром политического анализа для сайта ТАСС-Аналитика

мнения
25 октября / 19:23
Амбиции не может согнуть в бараний рог ни один премьер
У Путина, правда, это получалось лучше, потому что его все боялись {Читайте далее}
Макаренко Борис Игоревич, Председатель правления Центра политических технологий
25 октября / 19:25
Говорить, что есть какие-то фатальные проблемы с администрированием, было бы неправильно
Просто тот объем задач, который приходится решать, достаточно тяжелый {Читайте далее}
Поликанов Дмитрий Валерьевич, генеральный директор Фонда стратегических коммуникаций, консультант проекта «Кадровый резерв»
25 октября / 19:27
Требуется работа по налаживанию исполнительской дисциплины
Если бы кабинет министров просто отстроил собственный бюрократический аппарат – это была бы только польза делу {Читайте далее}
Кудюкин Павел Михайлович, доцент кафедры теории и практики госуправления НИУ ВШЭ
25 октября / 19:29
В России исполнительную власть должен возглавлять сильный человек
Не должно быть махновщины, когда каждый гнет какую-то свою линию {Читайте далее}
Милов Владимир Станиславович, председатель партии «Демократический выбор»