Если бы кабинет министров просто отстроил собственный бюрократический аппарат – это была бы только польза делу.
К правительству в последнее время зачастую предъявляются претензии управленческого характера. Как вы считаете, в достаточной ли степени правительство компетентно, что, на ваш взгляд, можно было бы улучшить?
На самом деле все эти проблемы не столько проблемы персонально нынешнего кабмина, сколько вообще нашей управленческой культуры. Администрирование на всех уровнях осуществляется из рук вон плохо, мы наблюдаем рассогласованность действий. Впрочем, при нынешней политике (осуществляемой правительством – ред.), может быть, и в интересах общества, что она проводится так непоследовательно, не все решения претворяются в жизнь. По крайней мере, не все плохие решение воплощаются.
Кабинет Медведева в этом плане мало чем отличается от своих предшественников. Боюсь, что то, что придет ему на смену, рано или поздно, вряд ли будет намного лучше. Это, к сожалению, требует очень серьезной и длительной работы просто по налаживанию элементарной исполнительской дисциплины. У нас до сих пор значительная часть поручений президента и правительства не выполняется. Даже формально, не говоря уже по существу. По разным оценкам, от 40% до 60% поручений остаются неисполненными. Но то, что при этом страна как-то живет, заставляет предположить, что сами эти поручения не самые важные и нужны. Хотя, конечно, это требует отдельного анализа, что лучше, чтобы они все же выполнялись или напротив – не выполнялись еще сильнее.
Верно ли считать, что корни управленческой проблемы исходят из того, что премьер в России традиционно не является сильной политической фигурой?
Это не корень проблемы. Во всем мире правительство - это политический орган. Министры – это не бюрократы, а политики. У нас сложнее, потому что у нас давняя традиция, что возглавить министерство – это верх бюрократической карьеры. Но если бы даже у нас кабинет министров просто отстроил собственный бюрократический аппарат – это была бы только польза делу.