Не должно быть махновщины, когда каждый гнет какую-то свою линию.
Как вы считаете, есть ли какая-то особенность в работе кабинета министров Медведева? С чем связано, что в последнее время правительству предъявляются претензии по качеству управления?
Я бы не стал говорить о каких-то специфических недостатках кабинета Медведева. После отставка Касьянова у нас введена система, когда премьер не является политически самостоятельной фигурой. Он исполняет представительские функции. А кто принимает решения на самом деле – не совсем понятно.
Внятной системы управления внутри правительства нет. Из-за этого гипертрофированное значение принимают отдельные министры и их самодеятельность. Одно время у нас был [экс-министр здравоохранения Михаил] Зурабов притча во языцех. Теперь, наверное, у нас такой плохой мальчик правительства [министр образования Дмитрий] Ливанов. Я думаю, что это результат общей линии на депрофессионализацию кабинета министров, что явно связано с политическими соображениями. Ставка делалась на слабые политические фигуры, чтобы они не оттеняли президента.
Когда премьером работал Михаил Касьянов, действительно существовало два центра принятия решений. Это особенно выпукло было в публичной полемике по поводу дела ЮКОСа.
Это неизбежная проблема, когда существуют отдельные министры, которые городят свой огород, это порождает большой разброд. Вице-премьер, курирующий социальный блок, заявил об отставке Онищенко, а он в ответ на нее огрызается. Это фантастика. В нормальном правительстве такое просто невозможно.
Это общая конструкция, которая уже сформировалась. И я думаю, что уход правительства в отставку ничего не изменит.
Такая система в принципе приемлема или ее необходимо менять?
Ее, конечно, нужно менять. Ключевая проблема в том, что эта система стала возможной после того, как в парламенте сформировалось конституционное большинство у одной партии. Когда есть реальная конкуренция настоящих политических сил в парламенте, премьером обязательно станет человек политически заметный, который сможет перетянуть на свою сторону большое количество симпатий разных сил. Когда парламент превращается в резиновый штамп, то и на премьерскую должность можно назначать каких-то невнятных людей. Это напрямую зависит от политической ситуации.
Хотя в России исполнительную власть должен возглавлять сильный человек. Система управления должна быть четкой и отработанной. Не должно быть махновщины, когда каждый гнет какую-то свою линию.