6 мая, понедельник

Ислам как опора России

23 октября 2013 / 20:00

Президент России Владимир Путин призвал восстановить собственную исламскую богословскую школу. «Для успешного противостояния вызовам современности необходимо в первую очередь обеспечить высокий авторитет отечественного мусульманского духовенства и российской исламской богословской школы», - заявил Путин 22 октября на встрече с муфтиями духовных управлений мусульман России в Уфе. Эксперты Центра политического анализа обсуждают, каким именно образом российским мусульманам необходимо эффективно противодействовать религиозным экстремистам.

По словам Путина, российский ислам имеет все возможности, опираясь на многовековой отечественный опыт в системе религиозного образования, сказать свое слово в развитии богатейшего богословского наследия. «Одна из важнейших задач - воссоздание собственной исламской богословской школы, которая обеспечит суверенитет российского духовного пространства», - подчеркнул Путин.

Как отметил Президент, эта школа должна откликаться на самые актуальные события и в России, и в мире в целом, давать свои оценки, «которые будут понятными и признанными для верующих». Он напомнил, что в России зарегистрировано 82 исламских центра и организаций. По словам Путина, мусульманские священнослужители должны быть образованными, просвещенными, способными дать четкую оценку современным вызовам. «Инициатива должна перейти к вам. Нельзя ее отдавать в руки неформальных лидеров, ведущих активную работу среди верующих. Эти лица являются, как правило, представителями чуждых нашей стране богословских школ и сторонниками экстремистских идей, стремятся к подрыву традиционного ислама в нашей стране. К подрыву единства российского общества и развалу, в конечном итоге, нашей страны», - подчеркнул глава российского государства.

Путин выступил за скорейшее решение проблем, связанных с переводом на русский язык ключевых мусульманских вероучительных текстов, а также богословских изданий зарубежных авторов. «Необходимо также создавать религиозно-правовые общественные институты, способные дать компетентную оценку того или иного текста. Эти структуры должны быть открыты для мусульманских духовных лидеров и для экспертов в вопросах права, лингвистики. Можно и нужно привлекать к этой работе мировых экспертов в этой сфере», - сказал Путин. В этом случае, полагает глава государства, российское исламское сообщество само сумеет предотвратить распространение изданий, имеющих деструктивный, экстремистский характер. По его словам, «государственные запреты на распространение экстремистской исламской литературы далеко не всегда результативны». «Чаще даже - наоборот: запреты работают слабо, или имеют противоположный ожидаемому эффект. Можно убеждать людей, разъяснять им, где правда и добро, а где ложь и ненависть», - сказал Путин.

С тем, что необходимость возрождения исламской богословской школы в России давно назрела, согласились и эксперты, опрошенные Центром политического анализа.

«Исторически исламское образование - это один из лучших видов религиозного образования, и эти традиции нужно сохранять»,  - уверен Саид Гафуров, научный руководитель Института прикладного востоковедения. «Нужно иметь в виду, что проповедники и учителя, занимающиеся реальным исламским образованием в России сейчас - это люди, в массе своей окончившие учебные заведения в Саудовской Аравии и других странах Персидского залива, или даже в Лондоне (где находится штаб-квартира «Хизбут-Тахрир»). Следует напомнить, что Англия - страна НАТО, которая, возможно, видит в России потенциального противника. Именно поэтому мы и должны что-либо им противопоставлять», - добавил эксперт.

Настаивая на гуманитарных средствах «мягкой силы», Гафуров полагает, что «нельзя бороться с проповедью методами ФСБ, с проповедью нужно бороться другой проповедью».

«По моему глубокому убеждению, открытого спора с образованными противниками даже очень хорошо подготовленные пропагандисты-радикалы не выдерживают, потому что их точка зрения ложна, с точки зрения ислама она не выдерживает критики, но, так как они подготовлены зачастую лучше, чем наши проповедники традиционного ислама, очень часто они берут верх в дискуссии», - считает Гафуров.

Также эксперт подчеркивает, что этой задачей не должны заниматься исключительно существующие сейчас в России советы муфтиев. «Православные братья должны помочь своим мусульманским братьям в противостоянии общей угрозе, необходим свежий взгляд со стороны. Это вопрос, касающийся национальной безопасности, и его должны решать все граждане России».

Впрочем, президент центра «Исламский мир» Шамиль Султанов не думает, что подобные меры способны быстро решить проблему экспансии исламского радикализма.

«Исламская богословская школа была в России ещё в XVIII-XIX веках, и, чтобы её восстановить сейчас, опираясь на международный опыт религиозного образования, нужно будет ещё как минимум 15-20 лет. Это не тот рецепт, при помощи которого можно быстро решить проблемы, связанные с исламским экстремизмом». В то же время он полагает, что возрождение Исламского богословия в России необходимо, но это скорее стратегический вопрос.

Также поддерживает идею, высказанную Путиным, старший научный сотрудник Института Востоковедения РАН Руслан Курбанов.

«Я полностью приветствую данное решение Президента и высказываю горькое сожаление, что это решение было принято руководством страны только сейчас. Его нужно было принимать ещё тогда, когда рухнул Советский Союз, и к нам хлынул поток чуждых нам идеологий, не только религиозных, но и политических. Россия как мощная держава, должна иметь собственные политические, идеологические, религиозные школы, противостоящие экспансии чуждых нашему менталитету идеологий», - считает Курбанов.

Материал подготовлен Центром политического анализа для сайта ТАСС-Аналитика

мнения
23 октября / 21:40
Наши муфтии застряли где-то в начале XX века
Огромное количество наших муфтиев и имамов не имеет никакого образования, они не способны ответить на все те вызовы, с которыми сталкиваются наши молодые мусульмане {Читайте далее}
Султанов Шамиль Загитович, президент центра стратегических исследований «Россия – исламский мир»
23 октября / 21:42
Нельзя бороться с проповедью методами ФСБ
Возрождение исламской богословской школы в России безусловно будет полезно даже в том случае, если не даст скорых результатов в противостоянии исламскому экстремизму {Читайте далее}
Гафуров Саид Закирович, научный руководитель исследовательского центра «ВВП»
23 октября / 21:44
Россия как мощная держава должна иметь собственные религиозные школы
Я полностью приветствую данное решение Президента и высказываю горькое сожаление, что это решение было принято руководством страны только сейчас {Читайте далее}
Курбанов Руслан Вячеславович, кандидат политических наук, старший научный сотрудник Института Востоковедения РАН