Возрождение исламской богословской школы в России безусловно будет полезно даже в том случае, если не даст скорых результатов в противостоянии исламскому экстремизму.
Нужно понимать, что угроза исламского радикализма - это не угроза Ислама, а угроза Исламу. К сожалению, те люди, на которых общество и государство делало ставку в борьбе с этой угрозой - то есть представители исламского богословия в России, советы муфтиев, на данный момент с этой задачей не справляются. Они проигрывают борьбу с радикализацией Ислама, которая идет по разным направлениям.
Неправильно будет называть всех исламских радикалов ваххабитами, потому что, кроме ваххабитов существуют и другие радикальные течения, зачастую враждебные ваххабизму, но не менее опасные. Особую угрозу представляет то, что у нас существует большое количество нелегальных иммигрантов. И если, например, иммигранты из Таджикистана и Киргизии - это в большинстве своем экономические иммигранты, то из более спокойного и зажиточного Узбекистана к нам едут в большом количестве люди, связанные с «Хизбут-Тахрир», организацией, у нас запрещенной, а в Узбекистане имеющей достаточно большое влияние. После подавления мятежа в Ферганской долине руководители мятежа уехали в Лондон, а рядовые бойцы и командиры среднего уровня переехали в Россию, где живут замкнутыми общинами и создают организации. Поскольку «Хизбут-Тахрир» у нас запрещена, они создают организацию под названием, например, «Союз справедливых», и спокойно действуют на территории России.
Ситуация особенно сложна тем, что не понятно, кто с этой угрозой должен бороться. ФСБ считает, что этим должна заниматься ФМС, а у ФМС нет ресурсов для того, чтобы определить, кто из приезжих узбеков просто экономический иммигрант, а кто - сторонник «Хизбут-Тахрир».
Что касается возрождения Исламской богословской школы в России, то оно, безусловно, будет полезно, даже в том случае, если не даст скорых результатов в противостоянии исламскому экстремизму. Исторически Исламское образование-это один из лучших видов религиозного образования, и эти традиции нужно сохранять. Нужно иметь в виду, что проповедники и учителя, занимающиеся реальным исламским образованием в России сейчас - это люди, в массе своей окончившие учебные заведения в Саудовской Аравии и других странах Персидского залива, или даже в Лондоне (где находится штаб-квартира «Хизбут-Тахрир»). Следует напомнить, что Англия страна НАТО, которая, возможно, видит в России потенциального противника. Именно поэтому мы и должны что-либо им противопоставлять.
Нельзя бороться с проповедью методами ФСБ, с проповедью нужно бороться другой проповедью, и поэтому возрождение Исламской богословской школы действительно необходимо. По моему глубокому убеждению, открытого спора с образованными противниками даже очень хорошо подготовленные пропагандисты-радикалы не выдерживают, потому что их точка зрения ложна, с точки зрения Ислама она не выдерживает критики, но, так как они подготовлены зачастую лучше, чем наши проповедники традиционного Ислама, очень часто они берут верх в дискуссии.
Однако нельзя задачу создания и развития богословской школы отдавать на откуп исключительно существующим советам муфтиев. Это хорошие во всех отношениях люди, но они уже показали, что проигрывают битву радикальному Исламу. Лучше, если подборкой педагогических кадров, контролем за расходованием средств займется всё общество, и не только Исламское общество. Православные братья должны помочь своим мусульманским братьям в противостоянии общей угрозе, необходим свежий взгляд со стороны. Это вопрос, касающийся национальной безопасности, и его должны решать все граждане России.