В декабрьском 2013 года Послании Федеральному собранию президент Владимир Путин, среди прочего, затронул тему интернет-торговли. Глава государства отметил, что, упорядочив работу сектора, государство могло бы получить мощный источник пополнения бюджета. Министерство финансов в свою очередь предложило снизить порог стоимости не облагаемого таможенной пошлиной заказа в зарубежных интернет-магазинах с 1000 до 150 евро. Эксперты сходятся в том, что меры, вводящие электронную коммерцию в правовое и фискальное поле, вряд ли всерьез ударят по конечному потребителю.
Покупки в интернете уже давно стали неотъемлемой составляющей стиля потребления российских граждан. Что поделать, у нас дорогая страна, и если туры за одеждой Милан всегда оставались принадлежностью субкультуры шопоголиков, то дистанционные технологии торговли оказались по нраву очень многим. Хипстеры и домохозяйки, бедные студенты и менеджеры среднего звена - любителей сэкономить хватает во всех стратах населения. Особенно выгодно покупать товары за границей, ведь в этом случае клиент интернет-магазина экономит не только на торговых наценках розничных сетей, но и на таможенных пошлинах. Например, ботинки, считавшиеся предельно модными несколько лет назад, посылкой с запада обойдутся покупателю менее чем в 8 тыс. рублей, включая доставку. Это более чем на четверть дешевле, чем у российских операторов, не говоря уже об оффлайновой торговле, где цены на такие ботинки начинаются с 15 тысяч рублей.
Конечно, все это не совсем честно. Зарубежные интернет-гиганты не несут налогового бремени российских поставщиков, не вкладываются в логистику и в инфраструктурное обеспечение бизнеса на российской территории. Иными словами, их издержки на порядок меньше, чем у внутренних игроков. Именно это неравенство на старте дает западным компаниям возможность предложить россиянам такую привлекательную цену на продукцию.
Разговоры о регулировании отрасли ведутся тем настойчивее, чем быстрее растет объем рынка. По оценкам экспертов в 2013 году объем трансграничной торговли составил порядка 100-120 млрд. рублей, что в два раза больше, чем годом ранее. Когда такие суммы проходят мимо казны, беспокойство фискальных органов выглядит вполне закономерным. По оценкам таможни около 80% почтовых отправлений из-за границы составляют покупки из интернет-магазинов. Глава Федеральной таможенной службы Андрей Бельянинов полагает, что по своим масштабам трансграничная интернет-торговля уже становится формой передвижения товаров и сравнивает участников этого рынка с «челноками».
Россия – одна из немногих стран с таким высоким порогом стоимости покупок, не облагаемых таможенными пошлинами. В большинстве европейских эта планка находится на уровне нескольких сот евро. Кроме того, в тех же США онлайн-ритейл регулируется отдельным кодексом законов, так как специфика отрасли существенно отличает ее от обычной розницы.
Тем не менее, если говорить не только о трансграничной торговле, но об интернет-коммерции в целом, со стороны правительственных чиновников пока что звучат как раз слова об уравнивании в правовом отношении онлайн-ритейла с обычной оффлайновой розницей.
Это вызывает недоумение у ряда экспертов.
Так, аналитик УК «Финам Менеджмент» Максим Калягин в разговоре с Центром политического анализа заметил: «Федеральный закон о торговле не очень актуален для интернет-магазинов в части ограничения монопольного влияния. Это крайне неконсолидированный сектор, правоприменения в нем практически не будет, потому что все игроки занимают довольно маленькую долю на рынке».
Калягин подчеркивает, что меры по регулированию трансграничной торговли очевидным образом направлены на защиту отечественного онлайн-ритейла.
По мнению эксперта, упорядочивание отрасли в первую очередь ударит по небольшим операторам, зачастую использующим серые схемы оптимизации бизнеса. Калягин полагает, что усилия государства в данном поле будут, в конечном счете, способствовать консолидации рынка.
Вместе с тем, как и большинство отраслевых аналитиков, Калягин не видит в инициативе правительства угрозы для конечных потребителей. Дело в том, что даже годовая сумма заграничных покупок у среднего россиянина не превышает 800 евро, средний чек – одна-две сотни евро. Таким образом, даже сниженный порог беспошлинных покупок (конкретные цифры сейчас активно обсуждаются при участии МЭР) не станет для шопоголиков сокрушиельным ударом.
Коммерческий директор интернет-магазина Petshop.ru Валерий Сиротин уверен, что правительство не причинит зла российским интернет-предпринимателям. По его словам мелкие магазины, прибегающие к серым схемам, составляют крайне незначительную долю рынка, а тон в секторе задают крупные компании, действующие в строгом соответствии с нормами российского права.
При этом роль трансграничной торговли в качестве инструмента серого импорта, по мнению Сиротина, несколько преувеличена. Эксперт уверен, что даже при ограничении в 1000 евро, трудно себе представить, что кто-то будет получать по сотне посылок в месяц на разные почтовые адреса: «Конечно, можно себе представить, что соберутся сто или даже миллион человек и будут на эти свои миллион почтовых адресов получать тысячедолларовые посылки из-за границы», - иронизирует интернет-бизнесмен, но все же, находит такую картину не вполне правдоподобной. Товары из-за границы, как правило, не перепродают никому, кроме узкого круга друзей.
Президент компании FiNN FLARE Ксения Рясова, напротив, считает проблему серого импорта достаточно серьезной. По ее словам в наибольшей степени это касается бытовой электроники, но встречается и в торговле одеждой. Госпожа Рясова подчеркивает, что такие компании как FiNN FLARE платят довольно большие налоги и зачастую не могут предложить столь же привлекательную цену как операторы, действующие вне фискального поля. Таким образом, наведя порядок в секторе, государство не только пополнит казну, но и оздоровит конкурентную среду: «Регулирование в сфере интернет-торговли – это, во-первых, вопрос налогов и, во-вторых, вопрос конкуренции – выравнивания условий», - подчеркивает Рясова.