27 апреля, суббота

Значительная часть этого рынка действительно находится вне правового и фискального поля

01 сентября 2014 / 16:16
аналитик УК «Финам Менеджмент»

Зарубежные операторы онлайн-торговли действительно не попадают в отечественное фискальное поле.

Не совсем понятно, что непосредственно имеют в виду под наведением порядка. Значительная часть этого рынка действительно находится вне правового и фискального поля. Дальнейшая работа по повышению прозрачности данного сектора несомненно будет проводиться. Интернет-коммерция – это не только интернет-магазины, но также обширная сфера услуг, к которой относятся все транзакции, которые мы осуществляем с использованием дистанционных технологий. Я не вполне понял из сообщений СМИ, что именно понимают под уравниванием интернет-коммерции и розничной торговли? Интернет-магазин как хозяйствующий субъект тоже платит налоги, если он находится в правовом поле. Какие нормы будут в дальнейшем распространяться на интернет-магазины?

Федеральный закон о торговле не очень актуален для интернет-магазинов в части ограничения монопольного влияния. Это крайне неконсолидированный сектор, правоприменения в нем практически не будет, потому что все игроки занимают довольно маленькую долю на рынке. Стоит дождаться, пока будет озвучено конкретное содержание мер, направленных на регулирование в этой сфере.

Что касается межграничной торговли, это отдельный сюжет, пусть и связанный косвенно с интернет-коммерцией вообще. Это лишь малая часть электронной коммерции и интернет-предпринимательства. Совершенно очевидно, что разговоры о снижении порога стоимости посылок, необлагаемых таможенной пошлиной, инспирированы внутренними российскими игроками. Подобные меры направлены на поддержку внутреннего интернет-предпринимательства, больших локальных операторов. Да, в какой-то степени это позволит им быть более конкурентоспособными. Есть и логичное обоснование. Ведь зарубежные операторы находятся в несколько более выгодной ситуации. Их издержки меньше, чем издержки локальных игроков.

Зарубежные операторы онлайн-торговли действительно не попадают в отечественное фискальное поле, кроме того они не несут никакой нагрузки на формирование торговой инфраструктуры.

Тем не менее, эффект этих мер по отношению к западным операторам не будет выраженным. Большинство измерений показывает, что доля потребителей, стоимость покупок которых превышает 1000 долларов, крайне невелика. Большая часть чеков – в пределах нескольких сот долларов или евро. Так что снижение этой планки, скорее всего, на потребителя какого-то заметного давления не окажет. Большинство покупок за этот порог не выходят. Соответственно, какое-то серьезное изменение трафика вряд ли произойдет. Косвенно такая мера будет способствовать консолидации рынка, потому что давление будет оказываться на небольших игроков, на маленьких операторов, которые часто ведут не вполне прозрачный бизнес и пользуются теми возможностями, которые есть в законодательстве, для оптимизации. Это позволяет им быть более конкурентными по отношению к крупным компаниям, которые работают в рамках налогового поля и несут большие издержки.

Материал подготовлен Центром политического анализа для сайта ТАСС-Аналитика