Россия готовится принять саммит G20, который пройдет в Санкт-Петербурге 5-6 сентября. На встрече глав двух десятков государств с крупнейшей мировой экономикой будут обсуждаться глобальные вопросы – финансовый сектор, развитие торговли, вопросы энергетической политики и противодействия коррупции. На полях саммита предметом диалога станут и политические темы, ситуация на Ближнем Востоке. Еще не начавшись, саммит стал катализатором экспертной дискуссии. Эксперты, опрошенные Центром политического анализа, рассуждают о преимуществах и недостатках формата G20, а также о ее перспективах.
Главы государств G20 встретятся в государственном комплексе «Дворец конгрессов» в Стрельне под Санкт-Петербургом. В этот раз председательствует в G20 Россия, наша стран выступает в этом статусе с 1 декабря 2012 года.
G20 - это по сути неформальный форум крупнейших экономик мира. В совокупности страны G20 представляют 90% мирового ВВП и 80% мировой торговли. Сегодня G20 – это 19 стран и Европейский союз. В состав организации входят Россия, Аргентина, Австралия, Бразилия, Великобритания, Германия, Индия, Индонезия, Италия, Канада, Китай, Мексика, Саудовская Аравия, США, Турция, Франция, ЮАР, Южная Корея и Япония. Традиционно в саммитах G20 принимают участие постоянные члены, к ним присоединяются представители пяти приглашенных стран и международных организаций. В этот раз приглашенных стран будет шесть.
Началом функционирования G20 в ее нынешнем формате принято считать осень 2008 года. В этот раз G20 впервые собрался на уровне глав государств и правительств. До этого времени форум существовал почти 10 лет на уровне министров финансов и управляющих центральными банками.
Примечательно, что саммит G20 уже фактически стартовал. С начала лета в северной столице в рамках Петербургского международного экономического форума были запланированы и некоторые уже прошли традиционные аутрич-мероприятия G20: саммит представителей бизнеса (Business20), саммит гражданского общества (Civil20), молодежный саммит (Youth20), встречу лидеров профсоюзных организаций (Labour20).
Шерпы G20 25-26 июля в Петербурге обсудили программу предстоящего саммита G20. С российской стороны в ней участвовала начальник Экспертного управления президента РФ Ксения Юдаева. Она сообщила, что на встрече обсуждались вопросы глобальной экономики, финансового сектора, развития торговли, вопросы энергетической политики и противодействия коррупции.
«Удалось достичь высокого уровня согласия по большому количеству вопросов. Есть и критические вопросы, обсуждение которых продолжится до последнего момента. Все констатировали, что подготовка к саммиту находится на финальной стадии»,- отметила Юдаева.
«Традиционно центральным вопросом на саммите будет ситуация в глобальной экономике и необходимость согласования экономической политики; обзор того, что делается в макроэкономике и необходимость дальнейшей координации действий», - рассказала Юдаева.
Центральной же задачей российского председательства в G20 - сконцентрировать усилия форума крупнейших экономик мира на разработке мер по ключевым экономическим и финансовым проблемам, от которых зависит экономический рост и создание рабочих мест во всех странах мира. По мнению российской стороны, эта деятельность должна развиваться по трем приоритетным направлениям, включая стимулирование инвестиций, обеспечение доверия и транспарентности на рынках и повышение эффективности регулирования.
Еще до официального открытия саммита G20 эксперты стали говорить о плюсах и минусах формата.
«У G20 как у формата есть свои преимущества и недостатки, - считает вице-президент Центра стратегических коммуникаций Дмитрий Абзалов. - К преимуществам можно отнести тот факт, что G20 сегодня все же основной совещательный орган по экономическим вопросам. Возможно, в политической части G8 превалирует больше, но G20 как основной инструмент консолидации позиций стран по борьбе с кризисом и кризисными явлениями он является сейчас основным».
К недостаткам G20 Абзалов относит широкий формат саммита. «20 членам очень сложно принимать совместные решения, поскольку у стран очень разная экономика», - полагает Абзалов. Тем не менее, считает эксперт, «большинство решений, которые принимаются на G20, либо реализуются, либо в этих рамках проходит деятельность правительств».
Абзалов выделил три ключевых направления работы предстоящего форума.
«Экономика сегодня для G20 – главная тема. В ходе встреч формируются те или иные тренды экономической политики. И сейчас этот вопрос стоит особо остро, тем более, что общая повестка начинает появляться. Прежде всего – это вопрос оффшоров».
Вторая важная тема, по словам эксперта, - стабильность экономического развития. «Основная проблема последних лет заключалась в том, что экономический рост достигался во многом монетарными факторами, то есть национальные правительства просто накачивали экономику деньгами, более того, играли на понижение национальной валюты, что разгоняла инфляционные показатели, - уверен Абзалов. - Соответственно, сегодня речь идет о попытке выйти на стабильный экономический рост, обеспеченный не столько монетарными факторами, сколько развитием реальной экономки».
Третий, по мысли Абзалова, блок – вопросы национальных валютных войн, вопросы энергетической безопасности, вопросы политического контура. «Эти обсуждения пройдут на полях G20, - полагает он. - Здесь, несомненно, будут говорить о Египте, Сирии, ЕС, с учетом того, что у локомотива европейской экономики – Германии – осенью предстоят выборы».
«Вполне возможно, что новое качество мировой экономики будет задаваться в будущем именно на саммитах G20 и они обеспечат новую повышательную волну в экономике, - резюмировал Абзалов. - И эта волна должна произойти в ближайшие четыре-пять лет. Поэтому G20 - это формирование повестки будущего».
Председатель комитета Госдумы по финансовому рынку Наталья Бурыкина обращает внимание на то, что решения G20 зачастую ложатся в основу законодательных инициатив, которые рассматривает нижняя палата российского парламента.
«Могу сказать, те форумы G20, которые собирались раньше, особенно форум 2008 года, когда бушевал мировой финансовый кризис, вырабатывали решения, которые Россия в дальнейшем реализовывала в виде законодательных инициатив. И таких законодательных инициатив достаточно много. Поэтому говорить, что ничего в мире не меняется после форумов G20, наверное, неправильно».
С ней соглашается директор Института мировой экономики и международных отношений (ИМЭМО) РАН Александр Дынкин.
«Конечно, нельзя говорить, что от саммитов G20 ничего не зависит, - считает эксперт. - Потому что само принятие резолюции выражает позицию лидеров 20 крупнейших экономик мира по тем или иным вопросом. И само выражение этой позиции – это определенные сигналы для рынков».
В свою очередь, директор Института экономики РАН Руслан Гринберг подчеркивает, что «G20 – это организация «на вырост».
«Наш мир столкнулся с разными проблемами, которые все больше обостряются, и они не могут быть решены на национальном уровне. Так или иначе, если не мировое правительство, то что-то похоже нужно будет создавать, если мы хотим сохраниться как человеческий вид».
«Именно поэтому я, в отличие от многих политологов, социологов и экономистов, очень серьезно отношусь к G20, - подчеркнул эксперт. - Это очень правильная организация. Тем более, после холодной волны у нас уже нет блокового противостояния. И здесь возникают возможности для кооперации в рамках всемирного экономического и политического сотрудничества».
«Понятно, что нужно думать, как координировать действия стран в рамках одной организации, чтобы гармонизировать интересы каждого участника, - добавил Гринберг. - И у России есть большие возможности в рамках этой организации, она может стать балансиром между Китаем, США, Европой. Поэтому я отношусь к G20 серьезно. И не стоит говорить о том, что-то не получается. Но вначале всегда что-то не получается».