22 августа руководство компании «Фейсбук.Инк» встретится с членом Совета Федерации Русланом Гаттаровым для того, чтобы обсудить нюансы работы с персональными данными пользователей сервиса. Ранее Гаттаров просил Генеральную прокуратуру провести проверку ряда крупных зарубежных интернет-компаний на предмет передачи персональных данных пользователей третьим лицам. Гаттарова обеспокоили материалы о тесном сотрудничестве крупных телекоммуникационных сетей с ЦРУ и АНБ, ставшие достоянием СМИ благодаря экс-сотруднику ЦРУ Эдварду Сноудену. Тема правового регулирования в сфере персональных данных в который раз возвращает нас к вопросу о тайне переписки в цифровую эпоху.
«У пользователя нет каких-либо разумных оснований полагать, что информация, которую он добровольно передает через третьи руки, остается конфиденциальной», - такой взгляд на тайну переписки сформулирован в документе, направленном компанией Google в Окружной суд США 13 июня 2013 года. Не будет преувеличением сказать, что такая позиция близка большинству крупных интернет-корпораций эпохи Web 2.0. Судя по разоблачениям Эдварда Сноудена, с американскими спецслужбами плотно сотрудничают такие компании как Microsoft, Yahoo!, Google, Facebook, AOL, Skype, YouTube, Apple и PalTalk. Тем не менее, правовые нормы, регулирующие обращение с персональными данными, пока что остаются в силе, а тайна связи охраняется декларацией прав человека и конституциями большинства цивилизованных стран. В этой связи вполне понятно желание сенатора Руслана Гаттарова расставить точки над «i» в политике конфиденциальности любимой социальной сети российской интеллигенции. Гаттаров не берется прогнозировать результаты предстоящих переговоров, но полагает, что, пойдя навстречу российским властям, руководство интернет-корпорации заняло конструктивную позицию.
«Я не думаю, что они приезжают лишь для того, чтобы ответить «нет» на все вопросы»
Сам Гаттаров, среди прочего, намерен обсудить с руководством Facebook соответствие «пользовательского соглашения» сервиса нормам российского и международного законодательства о защите персональных данных. Парадокс состоит в том, что люди добровольно санкционируют нарушение своих прав в ходе регистрации на тех или иных сайтах: «Если внимательно изучить пользовательское соглашение любой социальной сети или блог-площадки, под которым многие не глядя ставят галочку – в основном, эти компании оставляют за собой возможность так или иначе использовать личную информацию: фотографии, переписку, что-то еще. Такие уловки всегда есть в договоре», - отмечает член комиссии по науке и инновациям Общественной палаты РФ Антон Коробков-Землянский. В то же время эксперт отметил, что прямые свидетельства передачи данных третьим лицам бьют по репутации компаний, снижая стоимость их акций на бирже.
В американском самосознании право на частную жизнь выступает как одна из ключевых ценностей. Своего рода паранойя, мания преследования, страх контроля со стороны «федерального правительства», «спецслужб», «корпораций» находят выражение во многих продуктах масскульта. Типичный пример – сериал X-Files, чрезвычайно популярный в 90-е гг. О чем говорить, если тема лукавых пользовательских соглашений, которые никто не читает, уже была детально раскрыта в первой серии пятнадцатого сезона сатирического мультсериала South Park?
Исполнительный директор ассоциации интернет-издателей Владимир Харитонов в свою очередь говорит о том, что в современном мире государства, к сожалению, не способны обеспечить право человека на тайну связи. Более того, они зачастую в грош не ценят это право. Однако эксперт убежден, что любой пользователь в состоянии позаботиться о своих личных данных самостоятельно. По его словам существует масса технических возможностей защитить информацию от несанкционированного доступа. Вместе с тем у Харитонова вызывает недоумение тот факт, что Гаттаров решил побеседовать о защите персональных данных с представителями американского интернет-бизнеса, в то время как России действует СОРМ-2 (Система Оперативно-розыскных Мероприятий – комплекс оборудования и программного обеспечения для перехвата траффика): «Все хостинг-провайдеры обязаны иметь подключение к СОРМу и обязаны сливать траффик по запросу соответствующих органов». Эксперт подчеркивает, что шума по поводу СОРМ-2 никто никогда не поднимал, и в этой связи возмущение открывшимися фактами о «Фейсбуке» выглядит как минимум нелепо.