29 апреля, понедельник

Крупные интернет-корпорации даже опаснее спецслужб

20 августа 2013 / 21:04
член Общественной платы РФ

Спецслужбы хотя бы подчиняются каким-то внутренним инструкциям и стараются не нарушать закон, а коммерческие компании никто особо не контролирует.

Если внимательно изучить пользовательское соглашение любой социальной сети или блог-площадки, под которым многие не глядя ставят галочку – в основном, эти компании оставляют за собой возможность так или иначе использовать личную информацию: фотографии, переписку, что-то еще. Такие уловки всегда есть в договоре. Однако проблема в том, что эти компании - публичные. Тот же Facebook вышел на IPO, он торгуется на бирже. Так что если эти компании позволяют себе нарушать договорённости, это естественно сказывается на стоимости акций и т.п. Для бизнеса это ситуация не очень хорошая.

Что касается ситуации в целом, нужно понимать, что имея дело с этими американскими компаниями (если мы говорим о Twitter, Facebook и, шире – почтовом сервисе GoogleGmail, Youtube и т.д.), пользователям все-таки нужно отдавать себе отчет, что данные, которые они предоставляют в социальные сети – переписка, которую они ведут, фотографии, которые они загружают, и другая информация – все это может оказаться в руках третьих лиц. Нужно думать, что ты отправляешь, потому что никто не гарантирует, что информация будет держаться в секрете. Вопрос в том, с какой миной на лице будут играть социальные сети – с хорошей или плохой. Мы понимаем, что, скорее всего, они сотрудничают со спецслужбами, причем не только американскими. Я думаю, что подобные договоренности есть и с европейскими странами. Что касается России, мы не знаем о повестке предстоящих переговоров. Вполне возможно, что нечто важное будет обсуждаться за кадром, непублично. Опять же вопрос в том, какого рода это сотрудничество: вопрос о выдаче преступников, допустим, когда кто-то размещает педофильские ролики или призывы совершать теракты – это одна история. Когда речь идет о переписке частных лиц, которые ничем себя не скомпрометировали – это другая история. Но то что мы знаем из откровений Сноудена в британской прессе – следили за всеми, даже при отсутствии малейших подозрений, просто превентивно, «на всякий случай» - анализировали и переписку, и личную информацию, и прочее. Естественно, это недопустимо, потому что законодательство большинства стран прямо запрещает подобное. Скажем, в России неприкосновенность частной жизни гарантирована Конституцией.

Акт чтения чужой переписки сам по себе можно считать неприличным, но это все же моральная оценка. Ключевой вопрос в том, как эта информация используется. В прессе уже были «утки» о том, как в Америке женщина искала в поисковике скороварку, а вечером к ней нагрянул спецназ. Конечно это была «утка», но пользователи активно в нее поверили, потому что в свете тех данных, которые публикует Wikileaks или того что предал огласке Сноуден, ничего удивительного в этом нет. Понятно, что все следят за всеми и ничего тайного не осталось. Перехватываются звонки, электронная переписка и прочее. Это вопрос к обществу. Если общество против, никакое правительство, никакие благие цели, которые озвучивают спецслужбы, в общем-то не могут никак идти ему наперекор. В России, как и в любой демократической стране, единственным источником власти является народ, граждане. Американцы очень болезненно воспринимают вмешательство в частную жизнь. Если вспомнить сериал X-Files, чрезвычайно популярный в 90-е годы – он как раз передавал эту паранойю. Ведь в Соединенных Штатах многие обращаются с этой проблемой к психологам. Они боятся стать жертвами «заговоров». Российское общество куда меньше зациклено на подобных вещах, нет массовой истерии по поводу тотальной слежки, а в Штатах граждане пытаются оградить свою жизнь от любого вмешательства. Видимо у нас пока что просто не было достаточно громких историй, связанных со слежкой – вроде того же Сноудена, поэтому общество не так накалено. Но если почитать американскую прессу за последние пару месяцев – очень много критики всей этой ситуации. Люди переживают, они не хотят, чтобы вмешивались в их частную жизнь, если они ничего плохого или преступного не совершали. Естественно, это беспокоит многих.

Что касается чисто технологического вопроса, мне кажется, бояться нужно даже не государства или спецслужб, а скорее крупных интернет-корпораций, которые пристально следят за пользователями уже достаточно давно. Просто потому, что это им выгодно.

И мы сами стараемся давать максимум информации для собственного удобства. Ведь для того чтобы покупать какие-то приложения на айфон, мы вводим номер кредитной карты. Тот же смартфон следит за нашими передвижениями и знает, в каких местах мы бываем чаще. Соответственно, любой аналитик может понять, где мы работаем, где мы живем – если это необходимо. Компания это уже много раз опровергала, утверждая, что эти данные безымянные и используются исключительно для сбора статистики, но, в общем-то, мы сами предоставляем очень много информации для электронных компаний, для поисковиков, которые следят за нашими запросами, для почтовых серверов. Думаю, многие обращали внимание, что контекстная реклама в Gmail и даже в российских сервисах очень часто показывает рекламные объявления, связанные с содержанием переписки. Если вам пришло электронное письмо по поводу велосипеда, то есть большая вероятность увидеть в окне рекламу велосипеда или чего-то подобного. Этого, мне кажется, стоит бояться больше. Спецслужбы хотя бы подчиняются каким-то внутренним инструкциям и стараются не нарушать закон, а коммерческие компании никто особо не контролирует, да это и невозможно: как забраться туда, к ним внутрь и командовать, чтобы они следили или не следили за пользователями, тем более, если пользователь сам предоставляет о себе информацию.

Материал подготовлен Центром политического анализа для сайта ТАСС-Аналитика