Ни одна страна в мире до сих пор не имеет вакцины против вируса Эбола, эпидемия которого распространяется в Западной Африке. Однако пока повода для излишнего беспокойства россиян в Роспотребнадзоре не видят, т. к. болезнь распространяется в пределах диапазонов, которые были характерны и для предыдущих успешно локализованных вспышек. О предпринимаемых в РФ мерах, работе российских врачей в Гвинее и прогнозах в пятницу, 10 октября рассказала на пресс-конференции в ТАСС глава санитарного ведомства Анна Попова.
На сегодняшний день в России нет ни одного подтвержденного случая заражения вирусом Эбола, хотя до сих пор под контролем российских врачей остается 101 иностранный студент, прибывший в РФ из западноафриканских государств, рассказала Попова. Еще 16 человек с острыми респираторными заболеваниями сами попросили о проведении исследований в стационаре, однако заражение Эбола ни в одном из случаев не подтвердилось.
При этом во всех аэропортах и водных портах, куда могут прибыть носители вируса, ведется наблюдение за состоянием пассажиров. Люди, у которых отмечают повышенную температуру или иные характерные признаки вирусной инфекции проверяются на месте и в случае необходимости сразу госпитализируются. Впрочем, по словам Поповой, такие меры действовали и раньше, т. к. существует угроза проникновения в Россию и других опасных вирусов.
«Мы же следим не только за Эбола, но и за коронавирусом, тем более, сейчас проходит хадж (паломничество мусульман в Мекку, что связано с повышенным потоком людей через границу — ред.), высокопатогенным гриппом из Азии, корью. Фильтр стоит не только из-за Эбола, просто, в этот раз он начался раньше сезона», — пояснила Попова.
Работают врачи из России и в очаге распространения эпидемии — Гвинее. Как рассказала глава Роспотрбнадзора, это первый раз за 20 лет, когда российские эпидемиологи были направлены за границу. Речь о команде экспертов из саратовского института «Микроб». В России же исследованиями вируса занимаются специалисты трех подведомственных Роспотребнадзору НИИ.
По словам Поповой, координацию деятельности врачей за границей осуществляет Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ). При этом, как подчеркнула врач, «сотрудничество осуществляется невзирая на политику».
Что касается глобального противостояния Эбола, то, как утверждает Попова, «распространение вспышки коррелирует с предпринимаемыми мерами» и «процесс остается полностью управляемым».
«На сегодняшний день есть четкое понимание, что инкубационный период, продолжительность болезни и уровень смертности находятся в пределах диапазонов, которые были характерны и для предыдущих эпидемий вируса Эбола. Это еще раз подтверждает, что бороться с заболеванием можно», — сказала она.
Известны и базовые условия борьбы с заболеванием: даже в плотнонаселенных общинах вирус распространяется относительно медленно, т. к. Эбола не передается респираторно, зато в группу риска попадают врачи, которые непосредственно контактируют с больными.
По мнению специалистов, на которых ссылается Попова, если в ближайшее время врачам удастся вдвое снизить скорость распространения вируса, то эпидемия будет локализована.
Тем не менее, говорить об окончательной победе над болезнью рано. Ни в одной стране мира пока нет вакцины против Эбола, потому что, как говорит Попова, «вирус сложный» и нет достаточного количества исследований.
Напомним, по данным ВОЗ эпидемия Эбола активно распространяется в пяти странах Западной Африки: Гвинее, Либерии, Сьерра-Леоне, Нигерии и Сенегале. Известно о более чем семи тысячах заболевших, почти половина из которых скончались. Несколько случаев заболевания зафиксировано и за пределами черного континента, в частности, в США и Испании.
Первым носителем в Америке оказался врач, прибывший из Африки, однако его удалось вылечить с помощью экспериментальных медикаментов. Позже в США скончался гражданин Либерии, также прибывший из-за океана. Известно о нескольких случаях инфицирования вирусом уже в самих США, в частности, штате Техас.
В Испании известно о двух летальных исходах в результате заражения Эбола. Скончались священник и медсестра, которые до того работали в Африке.
Любопытно, что отношение к эпидемии в Европе носит противоречивый характер. С одной стороны, смерть медсестры вызвала протесты среди медработников, которые полагают, что им не обеспечивается должный уровень защиты. С другой, это не помешало испанским экоактивистам устроить драку с эпидемиологами, которые приехали в дом погибшей медсестры, чтобы усыпить ее собаку, которая могла оказаться переносчиком вируса.
Александр Дюпин