Число жертв вируса Эбола в странах Западной Африки выросло до 3865 человек, более восьми тысяч - инфицировано.
Как бы ни страшна была угроза панэпидемии болезни, вызываемой вирусом Эбола (БВВЭ), тем не менее одновременно с чувством тревоги возникает еще одно — надежды. Потому что в период обостряющихся раздоров в мире, прежде всего по ситуации на Украине, четко прослеживается все укрепляющееся глобальное единение. Вне зависимости от национальной принадлежности и политической ориентации. Речь идет о вырисовывающемся планетарном фронте борьбы со смертоносным заболеванием, лекарства от которого пока еще не существует.
Для справки: число жертв вируса Эбола в странах Западной Африки выросло до 3865 человек, более восьми тысяч — инфицировано, объявила Всемирная организация здравоохранения данные на 5 октября. Подавляющее число летальных случаев и заражения приходится на Гвинею, Сьерра-Леоне и Либерию, где, по оценке ВОЗ, «ситуация продолжает ухудшаться, происходит широкомасштабное и стабильное распространение болезни, и нет свидетельств того, что эпидемию там удалось взять под контроль». К счастью, в других государствах речь идет пока о единичных случаях, хотя и они не могут не вызывать беспокойства.
В борьбу с потенциальной угрозой населению всей Земли вступили международные организации и, конечно же, отдельные государства. Так, Всемирный банк решил почти вдвое увеличить объем средств, выделяемых им на борьбу с БВВЭ и довести его до 400 миллионов долларов — 170 миллионов будут израсходованы дополнительно на профильные среднесрочные и долгосрочные проекты. А совет директоров Международного валютного фонда одобрил выделение 130 миллионов долларов правительствам Гвинеи, Либерии и Сьерра-Леоне. И, как заверила директор-распорядитель МВФ Кристин Лагард, «Фонд внимательно следит за ситуацией и готов предоставить им дополнительную помощь в этот сложный период». Евросоюз выделит дополнительно 30 миллионов евро на борьбу с БВВЭ, объявил в ООН глава Еврокомиссии Жозе Мануэл Баррозу.
Не остались в стороне и государства Старого Света…
Президент Франции Франсуа Олланд информировал, что Париж выделил Гвинее на борьбу с эпидемией 35 миллионов евро, а также развернул в лесной зоне страны три полевых госпиталя. Недавно группа французских врачей в Гвинее пополнилась еще 25 специалистами, добавил французский лидер… Великобритания выделила Сьерра-Леоне дополнительно 120 миллионов фунтов стерлингов, объявил министр иностранных дел Филип Хаммонд. «Там находятся наши инженерные войска, большая миссия сотрудников британского министерства международного развития, реализуется план развертывания большого количества дополнительных больничных коек», — уточнил он. Кроме того в Сьерра-Леоне отправляются более 100 военных медиков, а также туда поступила британская гуманитарная помощь (палатки и генераторы, которые будут использоваться для строительства и запуска полевых госпиталей для инфицированных). А как сообщил министр обороны Майкл Фэллон, Соединенное Королевство отправит свыше 750 военнослужащих в Сьерра-Леоне, вертолеты «Мерлин» и вспомогательное судно ВМС «Аргус»… Швеция ассигнует дополнительно более 11 миллионов евро… Первая партия гуманитарного груза из ФРГ (около 5 тонн груза, в том числе средства индивидуальной защиты — сапоги, перчатки, маски, дезинфицирующие средства) достигла Либерии. Свыше 1,3 тысячи добровольцев обратились в Немецкое общество Красного Креста с предложением отправиться в Западную Африку…
Не оставила африканская — а потенциально и глобальная — беда далекие от Черного континента страны. Австралия выделила дополнительно 8,78 миллиона долларов… Власти Японии намерены выделить 22 миллиона долларов и «планируют рассматривать дальнейшие меры для остановки эпидемии», сказал глава МИД ФумиоКисида. Параллельно японские ученые работают над созданием средства для лечения БВВЭ. Так, разработанный фармацевтической компанией «Тоямакемикал» препарат Авиган (также известен как фавипиравир, разработан еще в 1998 году), «судя по всему, эффективен», сообщило информагентство Киодо… В Таиланде ученые рассчитывают через год приступить к массовому выпуску препарата, которое может быть эффективным при лечении БВВЭ…
Активное содействие оказывают и североамериканские страны.
Так, канадское Агентство общественного здравоохранения направляет в Сьерра-Леоне вторую мобильную лабораторию (и трех специалистов-эпидемиологов), в город Кайлахун на границе с Гвинеей и Либерией, где находится международный Центр изучения вируса Эбола… Весом вклад и США. Развернуты три мобильных лаборатории, и, возможно, к ними добавится еще одна; в Либерии находятся около 20 американских специалистов в области инфекционных заболеваний. А фармацевтическая компания «Чимерикс» разработала экспериментальный медицинский препарат «Бринсидофовир», который получил предварительное одобрение Управления по вопросам качества продовольствия и медикаментов. Не лишними представляются в такой ситуации и дополнительные меры по обеспечению порядка в странах-«носителях» БВВЭ: США перебрасывают в Либерию около 100 военнослужащих (планируется довести это число до четырех тысяч), четыре конвертоплана"Оспри" и два военно-транспортных самолета «Геркулес»…
На передовых рубежах борьбы с планетарным злом и, конечно же, Россия. Так, российские специалисты развернули лабораторию в госпитале Донка в столице Гвинеи. В группу входят девять человек — восемь ученых и один сотрудник из техперсонала. По словам вице-премьера Ольги Голодец, эти ученые -«выдающиеся вирусологи». По ее словам, они работают «совместно с учеными из других стран по формированию нового препарата, который будет способен победить болезнь», и уже есть некоторые «экспериментальные подходы (по разработке препарата), но необходимо работать с самим вирусом, чтобы их увидеть на практике». Над созданием спасительной вакцины трудится и государственный научный центр вирусологии и биотехнологии «Вектор"Роспотребнадзора РФ, и „на сегодня препарат находится на стадии доклинических испытаний“, заявила глава ведомства Анна Попова."У нас есть вакцина, которая прошла очень успешные доклинические испытания. Поэтому мы ждем ВОЗовского стенда для проведения сертификации. Но, в принципе, мы готовы ее применять точно так же, как американцы свою экспериментальную вакцину используют», — сказала глава Минздрава РФ Вероника Скворцова. А глава МИД РФ Сергей Лавров, выступая с трибуны Генассамблеи ООН, объявил, что «готовится дополнительная доставка гуманитарной помощи, оборудования, медицинской техники, медикаментов, бригад специалистов для содействия программам ООН в Гвинее, Либерии, Сьерра-Леоне».
Россия также активно обсуждает вопрос глобальной угрозы и на высшем уровне.
В качестве примера можно привести недавний разговор по телефону президента РФ Владимира Путина и канцлера ФРГ Ангелы Меркель, в ходе которого «была обсуждена и тематика взаимодействия в борьбе с эпидемией опасного инфекционного заболевания — лихорадкой Эбола», информировала пресс-служба Кремля. «Активное участие России в международных коллективных усилиях вносит заметный вклад в ликвидацию вспышки этого опасного заболевания», — констатировали в МИД РФ.
Но не только Москва сама — пусть и объективно — высоко оценивает собственные усилия в противодействии БВВЭ. Например, спецпредставитель генерального секретаря ООН Дэвид Набарро особо отметил содействие, оказываемое Гвинее: мобильная лаборатория со специалистами Роспотребнадзора, средства индивидуальной защиты и дезинфекции. Он пригласил Россию активно участвовать в глобальной коалиции, которую всемирная организация формирует для борьбы с БВВЭ и попросил направить дополнительно команды специалистов для участия в противоэпидемической работе в Либерии и Сьерра-Леоне.
Однако главное — не в том, кому и сколько медалей надо будет вручить за борьбу с вирусом. Превалирующий вывод — единение стран с разными государственными устройствами и политическими мировоззрениями перед страшной бедой вполне возможно. Так бы и в более частных случаях, когда, тем не менее, угроза безопасности может распространиться за национальные границы, охватить весь окружающий государство регион, а в самом нежелательном варианте — с учетом того, что в нем задействованы интересы стран Европы, Азии, Америки, — погрузить мир в новую холодную войну, то есть период балансирования на грани «горячей конфронтации». Это — об украинском (на сегодня внутреннем) конфликте. И пока консенсусного понимания того, какими путями его урегулировать, нет…