Российский парламент постепенно возвращает себе функции кадровой кузницы. В последнее время вновь наблюдается забытая было уже практика назначения депутатов Госдумы в исполнительную власть. Эксперты ТАСС-Аналитика по-разному оценивают эти наблюдения.
Досрочные выборы мэра Москвы, которые были инициированы действующим градоначальником Сергеем Собяниным, стали хорошим поводом для партий, планирующих выдвигать кандидатов, поспешить заглянуть в свои кадровые закрома. Любопытно, что парламентские силы, кроме единороссов, поддерживающих Собянина, в качестве потенциальных выдвиженцев рассматривают практически одних лишь депутатов Госдумы.
Такой подход к подготовке и подбору людей на крупные должности наблюдается не впервые, раньше, в 90-е, такая практика была весьма распространенной. Ныне нижняя палата российского парламента, судя по всему, возвращает себе функции «кузницы кадров» для власти исполнительной.
Традиционно подготовка людей в стенах парламента на самые высокие посты в исполнительной власти свойственна для англо-саксонской политической модели, в частности, и для парламентских республик. В Великобритании, например, на федеральных выборах голосуют лишь за депутатов, которые впоследствии, в зависимости от получившегося политического расклада сил, формируют исполнительную власть. Премьер-министром, как правило, становится лидер победившей партии.
В США глава исполнительной власти, то есть президент, избирается, и именно в его окружении принимают главные кадровые решения. Однако традиционно при формировании администрации лидера страны на ключевые посты активно рекрутируются именно члены Сената (верхняя палата) или Конгресса (нижняя палата). Преимущественно, конечно, из партии победившего кандидата.
В России такая практика изначально не укрепилась. После неразберихи 1990-х, в начале 2000-х, нижняя палата стала органом, где почетно заседали бывшие высокопоставленные деятели, а новички оттуда в структуры исполнительной власти попадали нечасто. И вот, в 2010-е, заметно помолодевшая Госдума, похоже, постепенно начинает занимать традиционную в мировом понимании ступень на кадровой лестнице власти.
Приведем лишь наиболее яркие примеры «производства» кадров в стенах парламента. Первым номером, конечно, идет Вячеслав Володин – главный куратор внутренней политики в России. В Госдуме он заседал с 1999 года. С 2005 года был секретарем Генсовета «Единой России». А в октябре 2010 года неожиданно для широкой публики был приглашен на работу в правительство Владимира Путина на пост вице-премьера и главы аппарата правительства. Через год он занял пост первого заместителя главы кремлевской администрации, который остается за ним и поныне.
Также из депутатов от «Единой России» в исполнительную власть перешел думский старожил, экс-вице-спикер Олег Морозов. В мае 2012 года он был назначен начальником управления внутренней политики Администрации президента, что, кстати, приветствовали в оппозиции: считается, что Морозов – хороший переговорщик, который умеет находить компромисс даже в самых трудных условиях. Замом Морозова, кстати, также стал бывший депутат Госдумы, экс-лидер «Молодой гвардии «Единой России»» Тимур Прокопенко.
Есть экс-депутаты-единороссы и в нынешнем правительстве. Например, Владимир Мединский, который ведает министерством культуры.
Еще одним нашумевшим назначением депутата Госдумы от «Единой России» стало приглашение Сергея Капкова в марте 2011 на должность директора ЦПКиО имени Горького. Его работу, очевидно, оценили по заслугам, и уже в сентябре он был назначен руководителем департамента культуры города Москвы.
Активно парламент снабжает кадрами и региональные элиты. От «Единой России» губернатором Тульской области в 2011 году стал Владимир Груздев. В ноябре 2012 года и.о. губернатора Подмосковья решением президента назначен лидер фракции «Единой России» в Госдуму Андрей Воробьев. В сентябре 2013 года ему предстоит борьба за эту должность на выборах. В январе 2013 года назначение на пост главы региона получил и депутат-единоросс Рамазан Абдулатипов – он возглавил Дагестан. Ему также предстоит пройти в сентябре через выборы, однако по иной схеме – через местный парламент.
Хоть и в значительно меньших масштабах, но снабжает исполнительную власть кадрами и оппозиция. Например, член фракции ЛДПР в Госдуме Алексей Островский в апреле 2012 года был выдвинут президентом РФ на должность губернатора Смоленской области, а региональное законодательное собрание его утвердило. Впрочем, либерал-демократам пока не всегда удается успешно лоббировать своих представителей, даже на посты глав общественных организаций. Например, вице-спикер Госдумы Игорь Лебедев в 2012 году претендовал на пост президента Российского футбольного союза, но безуспешно. Уже в 2013 году лидер ЛДПР Владимир Жириновский лоббировал Лебедева на должность вице-премьера, освободившуюся после ухода Владислава Суркова из правительства. Однако вновь неудачно.
В свою очередь, «Справедливая Россия» «делегировала» своего депутата Константина Ильковского в Забайкальский край. В феврале 2013 года президент назначил его и.о. главы региона. Ему, как и Воробьеву, в сентябре 2013 года предстоят выборы.
От КПРФ пока столь резонансных назначений пока не было. Разве что молодой депутат Госдумы прошлого созыва Алексей Багаряков в июле 2011 года был приглашен на должность заместителя председателя правительства Свердловской области.
Аналогичная ситуация и с участием в выборах. На все значимые посты партии выдвигают, прежде всего, своих депутатов. Наиболее показательны в этом смысле выборы мэра Москвы. От КПРФ за эту должность будет бороться либо первый вице-спикер Госдумы Иван Мельников, либо глава горкома, депутат Валерий Рашкин. Впрочем, по данным источника ТАСС-Аналитика в Госдуме, выбор руководства КПРФ уже пал на молодого главу фракции коммунистов в Мосгордуме Андрея Клычкова.
От «Справедливой России» озвучивались в качестве кандидатов имена депутатов Александра Агеева и Галины Хованской. Не исключено, что баллотироваться будет лидер партии, глава фракции эсеров Сергей Миронов. От ЛДПР на выборы может пойти Владимир Овсянников, избранный в Госдуму от Москвы, Андрей Луговой, опять же Игорь Лебедев или даже сам Владимир Жириновский.
У опрошенных ТАСС-Аналитика экспертов разное мнение о роли парламента в системе российской власти. Например, депутат Госдумы от «Справедливой России», один из возможных кандидатов от партии на пост мэра Москвы Александр Агеев считает, что привлечение депутатов, и в частности от оппозиции, в исполнительную власть – позитивный сигнал.
«Само время сейчас диктует правила: нельзя ставить одних лишь одноклассников, родственников и представителей одной единственной партии. Востребованными становятся специалисты из разных политических сил, - констатирует он. - Нельзя не отметить, что нам это приятно, но из-за этого мы не станем лояльнее. Наша задача, чтобы все было прозрачно. Мы работу продолжим, и если нас и дальше будут приглашать в исполнительную власть, от этого авторитет власти только выиграет».
Впрочем, Агеев оговорился, что пока эта практика лишь в зачаточном состоянии.
«Такая практика была всегда и во всех странах мира - это абсолютный стандарт», - в свою очередь говорит бывший депутат Госдумы от «Единой России», проректор РЭУ им. Плеханова, член Общественной палаты, директор Института политических исследований Сергей Марков. Однако, по его словам, пока в Госдуме все же превалируют люди, которые «пережидают» между назначениями, – «кадровый резерв».
По мнению Маркова, такая ситуация складывается из-за того, что в Госдуме гипертрофирована законодательная функция в ущерб представительной.
Но предпосылки к исправлению ситуации есть. Россия сейчас возвращается к нормальному уровню общественно-политической активности. У нас было затишье в 2000-е годы из-за шока 1990-х. Это был объективно необходимый этап развития страны, аномальный период общественной пассивности. Но он завершен. И есть все основания говорить, что представительность в Госдуме будет только расти»
Впрочем, есть и иные мнения. В частности президент коммуникационного холдинга «Минченко Консалтинг», политолог Евгений Минченко полагает, что роль нынешней Госдумы как кузницы кадров значительно ниже, чем в 1990-е годы.
«Сегодня представители Федерального собрания приходят в исполнительную власть и реже и на значительно менее влиятельные посты, чем даже в начале 2000-х»
«Чтобы исправить это, влияние парламента должно возрастать. Как минимум, более политизированными должны стать назначения глав регионов», - считает он.