24 апреля, среда

Азиатский нефтегазовый вектор России

17 июля 2013 / 21:35

Поездка президента России Владимира Путина на Сахалин носила во всех смыслах стратегический характер. И если учения в Восточном военном округе лежали в плоскости скорее прикладного аспекта, то нефтегазовые вопросы, о которых говорил президент, еще раз подтвердили намерения России идти в Азиатско-Тихоокеанский регион (АТР). Похоже, этот вектор становится определяющим в российской энергетической политике.

В среду, 17 июля, в Чите Владимир Путин заявил, что у России есть достаточный потенциал, чтобы занять свою нишу на рынке газа в АТР. «Мы можем эту нишу заполнить», - уточнил Путин, добавив, что «разумеется, мы должны думать о развитии энергетики в своей стране».

Путин также отметил, что АТР развивается высокими темпами. «Намечаются крупные проекты», - отметил он.

Он напомнил, что на Сахалине уже не первый год реализуются крупные энергетические проекты, работают, в том числе, иностранные компании. «Мы очень довольны тем, как идет сотрудничество, все планы выполняются», - сказал Президент.

Действительно, Россия на данном этапе сотрудничества вполне довольна полученными финансовыми результатами. Это подтвердили цифры, которые были озвучены накануне, во вторник. Во время рабочей поездки в Сахалинскую область Президент России в режиме видеоконференции связался с буровой платформой «Орлан» в Охотском море, на которой в это время находился глава «Роснефти» Игорь Сечин. Он-то и сообщил, что поступления в бюджет государства от проекта «Сахалин-1», частью которого является введенная в 2005 году в эксплуатацию платформа «Орлан», на сегодня составили уже порядка 8 млрд. долларов, а общие извлекаемые запасы трех месторождений «Сахалина-1» составляют 218 млн. тонн нефти и 465 млрд. кубометров газа. Накопленная добыча на сегодня составляет 58 млн. тонн нефти и 12 млрд. кубометров газа.

Впрочем, Сечин говорил не только о достигнутых результатах, но и о тех, что ожидаются в будущем. По его словам, «в 2013 году компания «Роснефть» вложит порядка 52 млрд. рублей в программы развития по основным видам своей деятельности в регионах Дальнего Востока». 27 млрд. рублей будет вложено в разведку и добычу нефти, 23 млрд. - в переработку и модернизацию Комсомольского НПЗ, около 2 млрд. рублей - в нефтепродуктообеспечение.

По словам Сечина, в ближайшие пять лет при стабилизации тарифной политики и налогового режима по консервативному сценарию «Роснефть» может вложить в развитие Восточной Сибири и Дальнего Востока порядка 1 триллиона рублей.

Впрочем, Россия могла и не дождаться 8 млрд. долларов в собственный бюджет.

Говоря о проекте «Сахалин - 1» следует помнить, что он реализуется по условиям соглашения о разделе продукции (СРП). Оператором проекта является ExxonMobil (30%). Другие участники консорциума по его разработке - ОАО «Роснефть» (20%), ONGC (20 %) и SODECO (30 %). «Сахалин-1» остается одним из крупнейших проектов с прямыми иностранными инвестициями в России.

И здесь следует вспомнить историю появления соглашений о разделе продукции в России. Это своеобразный формат концессионных договоров. Они заключались Россией в 1990-е годы. К счастью, было заключено всего четыре таких крупных соглашения. Еще 24 проекта с участием международного капитала, пройдя все этапы согласований, все же удалось заморозить. В соответствии с этими соглашениями американские ExxonMobil, ChevronTexaco, Royal Dutch/Shell и ряд других компаний получили в середине 1990-х гг. эксклюзивное право разработки нефтяных и газовых месторождений («Сахалин-1» и «Сахалин-2»).

К концу первого президентского срока Бориса Ельцина страна нуждалась в деньгах. Было решено получить эти деньги у крупных транснациональных компаний, занятых в сфере нефтегазодобычи в обмен на передачу таким компаниям эксклюзивного права разработки богатейших нефтяных и газовых месторождений, расположенных на территории России. Для решения этой задачи в срочном порядке начала формироваться законодательная база, позволявшая зарубежным фирмам свободно функционировать в наиболее прибыльных - сырьевых - отраслях российской экономики. Под давлением иностранных лоббистов и отечественных чиновников, 30 декабря 1995 года Госдума одобрила федеральный закон № 225-ФЗ «О соглашениях о разделе продукции». Уже 11 января 1996 года этот закон вступил в силу на территории России.

Ключевым положением этого закона стало утверждение, что соглашения о разделе продукции, заключенные до вступления в силу данного закона, подлежат исполнению в соответствии с определенными в них условиями. Кроме того, в качестве платы за пользования недрами инвестор расплачивался с государством не «живыми» деньгами, а произведенной продукцией, которую в случае с проектами на Сахалине еще надо было произвести.

К 2002 году российское правительство, проанализировав первые итоги применения закона о СРП, пришло к выводу о том, что «легализация» договоренностей 1993 года с крупнейшими ТНК, предоставляемая Законом о СРП, не выгодна стране.

Предполагавшиеся полномасштабные инвестиции крупнейших ТНК в российскую экономику не состоялись. С 1996 по 2006 год объем инвестиций по двум проектам СРП составил порядка 20 млрд долларов («Сахалин-2» - 12,5 млрд долларов, «Сахалин-1» - 6,6 млрд долларов). Помимо этого, выяснилось, что государство почти ничего не получает от этих проектов.

Вследствие этого появились поправки в Закон о СРП. Они имели своей целью затруднить, а на самом деле – и вовсе остановить подписание новых соглашений о разделе продукции. Тогда же правительством были предложены и поправки, существенно увеличивающие доходность государства от соглашений. В частности, в Закон о СРП были внесены поправки, в соответствии с которыми, «предельный уровень компенсационной продукции не должен превышать 75 процентов, а при добыче на континентальном шельфе Российской Федерации - 90 процентов общего объема произведенной продукции».

В результате доходность проектов по СРП резко возросла: доход, полученный Россией к 2010 году составил уже 5,6 млрд долларов, к началу 2012 года – 10,9 млрд долларов. А проект «Сахалин-1», как и сказал Сечин, принес в бюджет 8 млрд долларов США.

Эксперты, комментируя нынешние условия СРП, говорят о том, что теперь они стали выгодны для российского государства.

Так, ведущий эксперт Союза нефтегазопромышленников РФ Рустам Танкаев отмечает, что «сейчас система СРП функционирует, может быть, и не идеально, но работает она намного лучше, и главное – в интересах российского государства».

«Первоначально СРП было составлено таким образом, что фактически полностью оставляло Россию без прибыли, все распределение средств было фактически на усмотрение инвестора. Потом порядок был пересмотрен и условия соглашения стали такими, которые соответствуют мировой практике и интересам нашей страны. При этом, поскольку такая форма взаимодействия и инвестирования пригодна лишь для беднейших стран и не слишком отвечает интересам России, было решено больше не заключать таких соглашений». Эксперт: Танкаев Рустам Уланович

«В настоящее время наши проекты, в том числе и шельфовые, развиваются по совершенно иному сценарию: создаются специальные управляющие компании и в них контрольный пакет принадлежит российским государственным компаниям», - уверен эксперт.

В свою очередь, руководитель аналитического управления Фонда национальной энергетической безопасности Александр Пасечник говорит о том, что «если упоминать СРП, то мы видим тренд на усиление роли государства в национальном ТЭК».

Тем не менее, уточняет Пасечник, мы пускаем в Россию иностранцев, «это видно из тех альянсов, в которых участвует «национальный чемпион», имея в виду «Роснефть».

«В целом, СРП сегодня применяется всего лишь на нескольких промыслах «Сахалин -1», «Сахалин -2» и «Харьяга». Но существует, по сути, негласный мораторий на подобного рода соглашения с иностранцами. И, судя по всему, будут превалировать настроения, чтобы контрольный пакет был у государства» Эксперт: Пасечник Александр Михайлович

Комментируя визит Владимира Путина на Сахалин, депутат Госдумы РФ Георгий Карлов, представляющий в нижней палате российского парламента этот субъект РФ и являющийся членом комитета по природным ресурсам, природопользованию и экологии, отмечает важность регионального аспекта.

«Если говорить о заявлении Владимира Путина относительно устремленности России на азиатские рынки, нужно напомнить, что глава государства отметил, что нужно сосредотачивать и расширять усилия энергетического комплекса Дальнего Востока, прежде всего, на Сахалине, коль скоро это произошло исторически в этом месте, - считает Карлов. - И главная задача здесь - снабжение энергоресурсами внутренних потребностей страны. Иными словами, в первую очередь - внутренние потребности, во вторую - увеличение поставок нашим партнерам в Юго-Восточной Азии и Тихоокеанского региона».

Но этот внешний рынок для России крайне перспективен, отмечают эксперты.

«Относительно нашего выхода на азиатские рынки, то это стратегически верное решение, - говорит Танкаев. Это ключевой регион на планете в настоящий момент. За последние десять лет регион претерпел серьезный процесс смены образа жизни. Там меняется все: социум, отношение к образованию, благам жизни, философии. Этот процесс ведет к тому, что резко растет потребление энергии на душу населения. Если потребление энергии на душу населения в Ките и Японии достигнет уровня Южной Корее, а это вполне реально, то на Земле потребуется вдвое увеличить добычу газа с 3,3 трл кубометров до 6-7 трл кубометров в год. Это гигантский рост и поэтому российский газ будет востребован».

«Перспективность азиатского рынка для России сохраняется, - считает Пасечник. - Понятно, что потенциал регион более высок, чем в Европе. Но тут встает еще и вопрос диверсификации, она всегда хороша. Когда есть два рынка – Европы и Азии – всегда есть поле для маневра».

Материал подготовлен Центром политического анализа для сайта ТАСС-Аналитика

мнения
17 июля / 21:40
Выход России на азиатские рынки - стратегически верное решение
Чтобы сделать вложения в Восточную Сибирь рентабельными, российскому государству нужно преодолеть инерцию в системе налогообложения {Читайте далее}
Танкаев Рустам Уланович, ведущий эксперт Союза нефтегазопромышленников РФ
17 июля / 21:42
Когда существуют два рынка – Европы и Азии – у России всегда есть поле для маневра
Раньше европейцы, слыша наши заявления, что мы уйдем на восток, воспринимали это как пустую страшилку {Читайте далее}
Пасечник Александр Михайлович, руководитель аналитического управления Фонда национальной энергетической безопасности
17 июля / 21:45
Главная задача нефтегазовых проектов на Сахалине – обеспечение внутренних потребностей страны в энергоресурсах
В первую очередь - внутренние потребности, во вторую – увеличение поставок нашим партнерам в Юго-Восточной Азии и Тихоокеанского региона {Читайте далее}
Карлов Георгий Александрович, член комитета Госдумы РФ по природным ресурсам, природопользованию и экологии