В России август традиционно считается месяцем катастроф и происшествий, серьезно влияющих на будущее страны. Множество событий произошло именно в конце лета. 1991 год - путч, приведший к развалу СССР, 1998 год - экономический кризис, 2000 год - пожар на Останкинской телебашне и затопление подлодки «Курск», 2004 год - двойной теракт, подрыв самолетов по пути в Сочи и Волгоград, 2006 год – взрыв на Черкизовском рынке, 2008 год – война в Южной Осетии, а затем – экономический кризис; 2009 год - авария на Саяно-Шушенской ГЭС, 2010 год – пожары и так далее.
В 2013 году «дурной август» сулят далеко не спокойные первые летние месяцы: в обществе чувствуется напряженность. Однако эксперты, опрошенные Центром политического анализа, эти опасения либо не разделяют вовсе, либо склонны доверять госструктурам, которым под силу справиться с ситуацией.
Традиционно лето – пора политического, культурного и экономического затишья. Люди разъезжаются в отпуска, остывают политические «фронта», новости скудны. Однако не таков жаркий во всех смыслах "отпускной" сезон 2013 года. Началось все с внезапного решения мэра Москвы Сергея Собянина досрочно уйти в отставку, чтобы переизбраться на сентябрьских выборах. Так в столице началась главная политическая кампания года со всеми вытекающими последствиями.
Дров в топку вспыхнувших политических страстей подкинуло правительство, пролоббировавшее в Госдуме сразу в двух чтениях закон о реформе РАН, который вызвал бурю возмущения в научном сообществе. Документ был «приторможен» лично волевым решением президента.
Острую форму приняли межнациональные отношения в стране после событий в городе Пугачев, где июльской ночью возле местной дискотеки был убит местный житель. Позднее в Москве во время задержания на Матвеевском рынке мужчины, подозреваемого в изнасиловании, один из его родственников пробил предположительно кастетом голову одному из полицейских. Это стало поводом для жестокой "зачистки" столичных рынков и создания в городе фильтровочного лагеря для нелегальных мигрантов.
Параллельно этим внутриполитическим событиям развертывается сразу несколько международных интриг.
Во-первых, продолжается гражданская война в Сирии. Пока Россия остается чуть ли не единственным из мировых грандов, который поддерживает действующую власть в этой стране и напротив – осуждает деятельность экстремистов, рвущихся к власти под видом демократического ополчения.
Во-вторых, случился самый грандиозный после разоблачений Викиликс шпионский скандал, связанный с беглым американским агентом Эдвардом Сноуденом. Этот господин рассекретил данные о слежке спецслужб США за гражданами, включая лидеров, зарубежных стран, после чего неожиданно «застрял» в московском аэропорту «Шереметьево». Его фигура стала серьезным камнем преткновения в российско-американских отношениях.
При столь насыщенной повестке дня, причем далеко не всегда позитивными событиями, приближение августа, который у многих россиян ассоциируется с разного рода катастрофами, вызывает инстинктивные опасения.
Разделяет эти предчувствия, например, доктор исторических наук, профессор, эксперт по социальному прогнозированию Игорь Бестужев-Лада.
«Действительно, в обществе есть тревожное состояние. Оно назревало долго. Существует множество факторов, которые могут привести к переходу общества из состояния напряжения к состоянию взрыва. Вероятность локальных волнений высока», - заявил он, добавив, что верит в правоохранительные органы, которые, если потребуется, смогут удержать ситуацию под контролем.
Впрочем, эксперт не склонен мистифицировать эту тему. Речь о сугубо политическом накале страстей. Гипотетически возможная техногенная катастрофа вряд ли выведет страну из равновесия.
Напротив - вовсе не разделяет каких бы то ни было опасений относительно «социального взрыва» руководитель проекта Futura.ru, футуролог Сергей Москалев. Он полагает, что летние события прошлых лет бывали куда страшней нынешних и ни к чему это не приводило.
«В прошлом году тоже было много значимых событий, но из-за свойств психологии они забываются, и нам кажется, что происходящее в этом году куда серьезнее. Хотя, например, вспомните аномальную жару лета 2010 года, когда ситуация была значительно хуже и драматичнее, чем сейчас. По одной Москве несколько тысяч человек умерло», - напоминает он.
Впрочем, и полностью исключать возможных опасностей августа он не стал. Именно в этом месяце обычно больше всего людей в отпусках, а значит уровень администрирования техногенных объектов падает, это потенциально повышает угрозу аварий. Кроме того, возможны негативные сценарии в случае т.н. каскадного, то есть непредсказуемого кризиса.
«Тут можно привести аналогию со спичками в лесу: их можно зажечь десяток и все разбросать, и каждая потухнет. А в итоге пожар вспыхнет из-за крошечной искорки. Такого рода вещи прогнозировать в принципе трудно», - говорит он.
Не обещают на август ничего катастрофического и звезды. По словам астролога Павла Глобы, если что-то и произойдет, то уже осенью – в октябре-ноябре. Этому могут способствовать два затмения подряд.
«Там будет два затмения подряд. Вспоминаются события 1993 года (расстрел здания Совета депутатов, погромы в Москве – ред.). Я, конечно, не думаю, что это будет повторение, но, в плане негатива октябрь-ноябрь пиковые месяцы будут», - прогнозирует он.
Не исключает Глоба, что события могут происходить на фоне предстоящих в сентябре региональных выборов. «Это все может быть связано с затмениями, потому что во время затмений у многих людей и рассудок затмевается, и они могут решиться на различные действия, в том числе, противоправные», - говорит он.