16 ноября исполняется 80 лет с момента установления дипломатических отношений между СССР и США. О возможных векторах взаимоотношений двух держав, претендующих на ведущую роль в мире, рассуждают эксперты, опрошенные Центром политического анализа.
Конечно, история взаимоотношений России и США началась гораздо раньше. Первым контактом на дипломатическом уровне принято считать встречу в Лондоне, которую провели Петр I и Уильям Пенн, являвшийся основателем британской колонии в США, которая стала впоследствии штатом Пенсильвания. Эта встреча прошла 1698 году. В 1809 году две страны обменялись послами. Первым послом США в России стал Джон Куинси Адамс, который был избран позже шестым президентом США. Первым послом России в США стал Андрей Дашков.
Отношения США и России в XIX веке носили в целом дружественный характер. Впрочем, российские купцы активно осваивали северные территории страны (Аляску), что вызывало столкновение российских и американских интересов. Тем не менее, тогда были подписаны Русско-американская конвенция о дружественных связях, торговле, мореплавании и рыбной ловле. Правительство Николая I привлекало американских инженеров к проектам модернизации империи. Они, в частности, сыграли важную роль в строительстве железной дороги между Москвой и Санкт-Петербургом. В 1867 году все российские владения к востоку от Берингова пролива были проданы США за 7,2 миллиона долларов. Кроме непосредственно Аляски к ним относился весь Алеутский архипелаг и некоторые острова в Тихом океане.
Историки отмечают, что на рубеже XX века отношения между США и Россией не носили интенсивного характера, поскольку торговые связи двух стран были развиты слабо и правительства России и США не рассматривали друг друга в качестве значимых внешнеполитических партнеров. Но именно в этот период стали складываться представления о биполярности мира, ключевыми игроками в котором выступали Россия и США.
16 ноября 1933 года Соединенные Штаты одной из последних развитых стран мира признали Советское правительство и установили с СССР дипломатические отношения. В советский период взаимоотношений двух стран было немало позитивных и негативных моментов. Так, в 1934 году два американских авиамеханика были удостоены Ордена Ленина за участие в операции по спасению «Челюскина». В 1937 году Валерий Чкалов совершил перелет через Северный полюс из Москвы в Ванкувер. Впрочем, и негатива в советско-американских отношениях хватало: «охота на ведьм» в США, череда взаимных шпионских разоблачений, гонка вооружений, Карибский кризис и последовавшие за ним ОСВ-I (1972 год) и ОСВ-II (1979 год). Были наша война в Афганистане и их война во Вьетнаме. Были наша борьба за права цветных в США и их борьба за демократию в России после развала СССР.
Иными словами, «точек соприкосновения», затрагивающих стратегические интересы обеих стран, претендующих на роль сверхдержавы, хватало всегда. Есть такие «точки соприкосновения» и сегодня. Поэтому важно понять, каковы же будут главные векторы двусторонней повестки «заклятых друзей» в будущем. На этот вопрос попытались ответить эксперты, опрошенные Центром политического анализа.
По мнению главы Совета по внешней и оборонной политике Федора Лукьянова, не стоит вести речь о «перезагрузке» взаимоотношений двух стран, поскольку «эту метафору мы уже исчерпали». «Нужна не «перезагрузка», а определенность приоритетов и у США и у России, - уточнил эксперт. - У меня такое ощущение, что главная проблема, почему наши взаимоотношение развиваются не шатко не валко, в том, что две страны находится в сложном переломном периоде».
По словам Лукьянова, Америка несколько запуталась в своих целях, пытаясь понять какой она хочет быть и что она хочет делать в мире. «Ей предстоит серьезное переосмысление своей роли, которое, собственно, уже началось, - полагает Лукьянов. - Америка в следующие 10 лет, думаю, будет вести себя несколько по-другому на мировой арене, но ей для этого нужно еще самой понять какими будут приоритеты».
У России похожая ситуация, считает эксперт. «Наша страна находится в процессе очень сложной внутренней трансформации, - объяснил он. - Мы вступаем новый этап, когда формируется какая-то уже другая идентичность или же скорректированная идентичность. Тогда национальные интересы, как минимум, будут уточняться».
И в этой связи, совершенно не факт, что те темы, которые составляли основу российско-американского диалога на протяжении нескольких последних десятилетий – баланс вооружений, затем ядерное разоружение, политические вопросы, связанные с демократией и состоянием прав человека в России – будут актуальны. Мне кажется, эти темы уже утратили свою актуальность, и обсуждать их просто не имеет смысла.
По словам Лукьянова, новая повестка российско-американских отношений появится тогда, когда и Россия и Америка сформулируют свои национальные приоритеты на следующие 10-20 лет.
В свою очередь, рассуждая о 80-летии взаимоотношений двух стран, заместитель директора Института США и Канады РАН Павел Золотарев уточнил, что «трудно проводить абсолютные параллели между отношениями Советского Союза и США». «С одной стороны, даже в тот период США оказывали немалую помощь в индустриализации СССР, - напомнил он. - Та же ситуация с ленд-лизом. Но следует обратить внимание, что поставки по ленд-лизу осуществлялись по закону, который назывался «Об обеспечении безопасности США». То есть Америка подошла к ситуации прагматично. Но Советский Союз, несмотря на идеологические противоречия умел находить решения, которые соответствовали и собственным и американским интересам. И прагматический подход американцев позволял реализовывать взаимовыгодное сотрудничество».
Сегодня, по словам Золотарева, когда у нас нет идеологического фундамента для противоречий, «мы все же не можем найти таких подходов, которые бы способствовали кардинальному качественному улучшению наших отношений». «Это, наверное, упущение нашей внешней политики, - полагает Золотарев. - Я имею виду в широком плане, прежде всего речь об экономике. Понимание необходимости сотрудничества в этой сфере есть у руководства двух стран, по крайней мере, на уровне президентов, а фундамента нет».
Говоря о противоречиях, эксперт отметил, что «они всегда будут между двумя странами, поскольку США будут оставаться мировым лидером еще длительное время». «В этой связи многие предрекают эту роль Китаю, но нельзя забывать, что лидерство США зиждется на передовых технологиях и передовом научном потенциале, на кардинальном превосходстве в информационной сфере, - уверен он. - Именно поэтому США будут лидером длительное время. Россия, в силу целого ряда причин, несмотря на экономические сложности, будет оставаться достаточно влиятельной страной, региональной державой, оказывающей влияние на глобальном уровне».
Золотарев считает, что противоречия между РФ и США обусловлены культурологическими причинами. «Например, США всегда жестко придерживаются закона у себя внутри страны, - напомнил эксперт. - А что касается международного права, они всегда исходят из своих национальных интересов. В российских традициях не принято столь щепетильно относиться к внутренним законам, а вот в вопросах международного права мы стоим жестко на позициях их соблюдения. Одно это различие уже порождает противоречия».
«США считают, что в глобализирующемся мире уже существуют основания для того, чтобы вмешиваться в дела других государств. Америка считает, что если какой-либо стране необходима демократизация, то нужно стране в этом помогать. То есть, у США просматриваются по сути какие-то элементы троцкизма. Россия же жестко стоит на сохранении Вестфальской системы невмешательства во внутренние дела. И эти противоречия всегда будут».
Вместе с тем Золотарев полагает, что «эти противоречия будут носить положительных характер, поскольку любая система развивается тогда, когда в нее заложен определенный конфликтный потенциал».
Заместитель директора Института США и Канады РАН Валерий Гарбузов напомнил, что «апогей нашего сотрудничества пришелся на Вторую мировую войну, когда был найден стратегический интерес, который объединял обе страны – борьба с фашизмом, антигитлеровская коалиция». «Как только это вопрос был решен, и победа была достигнута, начался новый этап – обе страны почувствовали себя свердержавами и разность интересов вышла наружу, - заметил Гарбузов. - Затем – холодная война. Она закончилась и, казалось бы, исчезла основа для конфронтации, исчез биполярный мир. Но все равно наши отношения складываются зигзагообразно».
Почему же так происходит? Поскольку остается наследие холодной войны, считает эксперт.
«Ядерное оружие и ситуация ядерного сдерживания никуда не делась. Иными словами, Россия на сегодняшний день является единственной страной, которая может уничтожить США и этот факт является самым мощным из сдерживающих [факторов] для Америки».
Второй момент, по словам Гарбузова, состоит в том, что СССР распался, но нынешняя Россия – это наследница и старой царской России и Советского Союза. «Россия – все-таки великая держава, которая не может проводить исключительно региональную политику, - уверен он. - И наша страна стремится к тому, чтобы расширить сферу своего влияния за счет интеграционных процессов».
Гарбузов считает, что существуют три возможных варианта наших взаимоотношений с США.
Первый вариант – стратегические союзники. «Этот вариант в ближайшем и даже отдаленном будущем реализован не будет, - пояснил он. - У нас нет стратегического интереса, который бы объединял две страны в сотрудничестве на долгое время и делал их союзниками, например, как Англия и США».
Второй вариант – избирательное сотрудничество по конкретным, может быть узким, но важным проблемам, которые не перерастают в стратегическое взаимодействие. «Этот вариант возможен и в принципе прослеживается в отношениях наших стран, - полагает Гарбузов. - Когда возникают конкретные проблемы, например, Афганистан, мы сотрудничаем. И такие примеры могу время от времени возникать: терроризм, борьба с распространением наркотиков и так далее. Такой варианта сотрудничества может сопровождаться даже конфронтацией. Например, вопрос о Сноудене не помешал сотрудничеству пор Афганистану».
И третий вариант – открытая и ожесточенная конфронтация. «Есть надежда, что до этого не дойдет, - резюмировал эксперт. - Потому что даже в ходе холодной войны открытой конфронтации не было: после Карибского кризиса был диалог».
Политолог, декан факультета мировой экономики и политики НИУ ВШЭ Сергей Караганов соглашается с коллегами в том, что РФ и США необходима новая повестка.
«Наши страны уже не будут так близки, так тесно связаны друг с другом, как во времена холодной войны, - заметил он. - Тогда была единая и жесткая угроза. Сегодня, поскольку нет острых противоречий, то подобного рода «близости» не будет».
«Наши отношения могут быть либо отдаленно-прохладными, либо конструктивными, если Россия и США поймут необходимости работы по выработке новой повестке дня, которая реально нужна миру, - считает Караганов.
«Нашим странам не стоит пытаться, как это было в недавнем прошлом, строить свои отношения на повестке давно ушедшей эпохи. Я имею ввиду «перезагрузку», которая была обречена с самого начала, поскольку была построена на ограничении стратегических наступательных вооружений, а они, по большому счету, никого не волнуют».
Новая повестка, по мысли Караганова, может быть крайне актуальной для мира. «Первый ее «звоночек» прозвучал в Сирии, - напомнил эксперт. - Это реально большая проблема для всего человечества – угроза большой войны на Ближнем Востоке, борьба с химическим оружием. Если у нас там все получится, то, возможно, потом мы займемся климатом на планете, по другому будем подходить к проблеме распространения ядерного и других видов вооружений, проблеме нехватки продовольствия и многим другим темам, которые сейчас угрожают человечеству в гораздо большей степени, чем возможное ядерное столкновение России и Америки».
В свою очередь, ведущий научный сотрудник Центра североамериканских исследований Института всеобщей истории РАН Александр Петров уверен в том, что «период охлаждения отношений двух стран проходит, и 2014 год пройдет под знаком улучшения отношений России и США».
«Более того, я могу сказать, что сейчас в Москве проходит конференция, которая посвящена меняющемуся восприятию России в США и США в России, - сообщил Петров. - Это меняющееся восприятие будет связано с несколькими сюжетами, в основе которых изменение понимания роли наших стран во всемирной истории. Мы идем от взаимного неприятия и перезагрузки к партнерским отношениям».
«Мы будем развивать сотрудничество в области внешней политики и культуры, а затем следует заняться экономическими отношениями, поскольку товарооборот между США и РФ достаточно небольшой, - полагает эксперт. И это один из сдерживающих факторов».
Другой важный момент, по словам Петрова, заключается в слабой информированности нашего общества.
«Нас связывает общее прошлое, я имею ввиду Аляску. К сожалению, во время холодной войны долгое время в СССР не позволяли открыто говорить об этой территории. И в США был аналогичный процесс. Только последнее время эта тема получает особый импульс. Аляска может стать одной из центральных тем наших взаимоотношений, если говорить о культурном векторе сотрудничества».
Позитивно настроен и директор Центра общественно-политических исследований Владимир Евсеев.
«Я считаю, что сейчас имеются условия для восстановления того уровня отношений, которые были обозначены во время «перезагрузки» российско-американских взаимоотношений, то есть в период первого президентского срок Барака Обамы», - полагает он.
«Восстановление того уровня взаимоотношений, в принципе, возможно и базисом для этого является уничтожение сирийского химического оружия и возможный диалог по сирийской проблеме. Кроме этого, по видимому, в случае нахождения развязки иранского ядерного кризиса это также будет способствовать улучшению отношений наших двух стран».
Говоря об экономике, Евсеев напомнил, что между двумя странами у двух стран «есть соглашение, подписанное в сентябре этого года о сотрудничестве в ядерной сфере, здесь мы можем наращивать сотрудничество». «Взаимная заинтересованность в сотрудничестве есть и в космической сфере на основе поставок в США российских двигателей для ракетаносителей, - уточнил Евсеев. - Есть также попытки взаимодействия в авиастроении. Но коренного перелома в экономическом сотрудничестве двух стран пока нет. У нас отсутствуют устойчивые и значительные экономические отношения, а это базис сотрудничества. Я пока не вижу создания такого базиса. Речь может идти лишь об отдельных, мною перечисленных, сегментах экономики».
Тему Ближнего Востока считает ключевой и руководитель исследований Фонда РОПЦ, экс-первый заместитель министра иностранных дел РФ (1991-1992 годы) Федор Шелов-Коведяев.
«В принципе сейчас наметилась двойственная тенденция, - уточнил он. - С одной стороны, у нас начинается более плотное сотрудничество по сирийскому направлению, что не может не радовать. И особенно далеко мы продвинулись по Ирану. С другой стороны, на прошлой неделе меня обеспокоило некое отступление от принятой линии по Сирии. Я имею ввиду тот факт, что сирийская оппозиция выставила жесткие условия, при которых она готова выйти на переговоры в Женеве по мирному урегулированию в Сирии. Как мы помним, соответствующая резолюция ООН не предусматривала выдвижения никаких предварительных условий участия в переговорах. Более того, там было прямо сказано: не выдвигать предварительные условия друг другу. Тем не менее, США, Великобритания и Франция поприветствовали готовность оппозиции прибыть в Женеву. Ситуация, повторюсь, довольно сложная и мне не очень понятно, что здесь приветствовать».
«Я думаю, что в этом вопросе еще будут какие-то сложности, но мы будем их урегулировать в духе сотрудничества и взаимопонимания», - резюмировал эксперт.