Проекты на вырост

03 ноября 2014 / 20:30

Российский бизнес вышел на транснациональный уровень. И, кажется, что в нынешних, непростых для мирового хозяйства условиях он может стать драйвером экономического роста не только для нас. По крайней мере, амбициозные проекты, которые реализует Россия, дают основания на это рассчитывать. Эксперты, опрошенные Центром политического анализа, в целом оптимистично смотрят на перспективы российских макропроектов.

С 17 по 21 марта в Москве состоится Неделя российского бизнеса: масштабный форум, в рамках которого российские и иностранные бизнесмены, менеджеры крупных корпораций обсудят перспективы мирового развития российских компаний. Перспективы имеются в достаточном количестве -  даже несмотря на то, что макроэкономическая ситуация оставляет желать много лучшего.

Российский бизнес за прошедшие двадцать с небольшим лет прошел большой путь - от советских предприятий и финансово-промышленных групп (или по терминологии исследователя российского бизнеса Якова Паппэ, «интегрированных бизнес-групп) до современных компаний, которые во многом могут дать фору ведущим западным корпорациям.

К примеру, российский газовый концерн «Газпром» - одна из крупнейших по капитализации мировых публичных компаний. А ведь еще в 1998 году капитализация всего холдинга составляла всего 2 миллиарда долларов. Теперь «Газпром» стоит сотню миллиардов, а на предкризисном пике в 2008 году капитализация крупнейшей публичной российской компании составляла почти 350 миллиардов долларов. То же касается и иных компаний-чемпионов, в целом ряде отраслей.

Впрочем, не только их - лидеров российского бизнеса подпирают еще и компании среднего бизнеса, а также небольшие инновационные компании. В совокупности они являются хребтом национальной экономики и могут гарантировать России и ее гражданам благополучное будущее.

Мировой кризис — не только время стагнации национальных экономик и больших вызовов для ведущих игроков на рынках. Это также время ожиданий и поиска возможностей для дальнейшего прорыва. И тут России есть, что предложить. «На сегодня драйвером мировой экономики могут выступать крупные инфраструктурные проекты типа «Транссиб 2.0» или, скажем, ВСТО», - полагает директор Института национальной стратегии Михаил Ремизов.

Прежде всего: Россия смогла завершить длинный путь вступления во Всемирную торговую организацию, а также избавилась от ряда дискриминационных мер, принятых еще против Советского Союза. Больше нет поправки Джексона-Веника, которой еще недавно россиян буквально шантажировали Соединенные Штаты.

Российские корпорации сегодня стали компаниями транснационального уровня и реализуют проекты, которые в перспективе могут быть драйверами всей мировой экономики и вывести мир из состояния экономической депрессии. В первую очередь это касается крупных инфраструктурных проектов, которые бизнес реализует при непосредственном участии государства.
Та же сочинская Олимпиада — это ведь не только спортивные состязания и медали, но и пример реализации проекта при участии как российского, так и международного бизнеса. Де-факто создан не только новый курорт мирового уровня, но и потенциальная точка роста экономики.

«Мегапроекты в России — прежде всего инфраструктурные проекты. Они реализуются на основе государственно-частного партнерства — поскольку если взвалить строительство инфраструктуры только на бизнес, то проект будет нерентабельным. Это проекты с долгим горизонтом окупаемости, низкой рентабельностью и бизнес просто не в силах самостоятельно такое реализовать», - считает вице-президент Центра стратегических коммуникаций Дмитрий Абзалов.

«Проекты типа Олимпиады в Сочи или саммита АТЭС — это прежде всего проекты комплексного развития территорий. Задача не в создании спортивных объектов или проведении спортивных соревнований, но в развитии территории и создании инфраструктуры»

Или амбициозный атомный проект. Россия не только поставила цель увеличения доли атомной энергетики в энергетическом балансе страны (с этой целью в ближайшие годы в России будет построено столько же атомных блоков, сколько построил весь Советский Союз за все время своего существования), но и активно сотрудничает с зарубежными партнерами. «Росатом» сегодня реализует проекты сразу в нескольких десятках стран мира: от Болгарии и Венгрии до Бангладеш и Вьетнама. Развивается сотрудничество в атомной сфере и с мировыми лидерами в этой отрасли — США, Францией и Японией. Так, совместно с французскими партнерами было создано совместное предприятие «Альстом-Атомэнергомаш» по производству тихоходных турбин.

Дочка «Лукойла» - «Лукойл Оверсиз» также работает в десятках стран от Венесуэлы до Вьетнама. Причем, у «Лукойла» имеются проекты даже в Ираке, который до недавнего времени контролировали американские войска, и Саудовской Аравии.

А крупнейшая российская нефтяная компания «Роснефть» в минувшем году закрыла мегасделку с ВР, общая сумма которой составила 15 миллиардов долларов. Эта сделка позволила «Роснефти» стать крупнейшей публичной нефтяной компанией мира. Но на этом компания останавливаться не собирается. В 2013 году «Роснефть» и ExxonMobil подписали итоговые соглашения по созданию Арктического научно-проектного центра и обмену технологиями, что позволит компаниям «обмениваться опытом» и внедрять инновации по добыче в непростых полярных условиях. И это еще не все.

«Я рассчитываю и исхожу из того, что и «Роснефть» будет работать с ExxonMobil в других регионах мира, в том числе в Мексиканском заливе и США», - так оценил перспективы сотрудничества президент России Владимир Путин в июле 2013 года.

Российский автопром — вечный объект для острот. На деле все обстоит далеко не так печально, как могло бы показаться.

По данным российской таможни, в 2013 году экспорт российских легковых автомобилей вырос на 22% и составил почти 140 тысяч машин общей стоимостью в полтора миллиарда долларов. И это не предел — по экспертным оценкам, экспорт в ближайшие несколько лет может вырасти в семь раз, даже не смотря на заградительные пошлины, которыми пользовались до недавнего времени некоторые наши соседи.

«Очень часто наш обыватель воспринимает российское автомобилестроение только как легковое. Между тем, у нас очень даже неплохо обстоят дела в грузовом автомобилестроении. Сколько б наши обыватели не ругали «Газели», «Соболя» и другие машины группы ГАЗ, но эти модели реально востребованы и в России и в СНГ. Это достойная альтернатива более дорогим вариантам грузовичков импортного производства», - напоминает Начальник отдела маркетинга Московского государственного индустриального университета Галина Сорокина. «LADA умудрилась захватить даже долю рынка Германии. Там достаточно успешно продается LADA 4x4 (Нива)», - отмечает эксперт. Кстати, во французской комедии «Корсиканец» герои ездят именно на «Ниве» и вполне комфортно себя чувствуют.

В отличие от автопрома, где позиции России все-таки далеки от лидирующих, российское оружие — товар не нуждающийся в рекламе. Бренд «Калашников» известен во всем мире и не только он. «У России существует целый ряд уникальный предложений, которые можно получить только в РФ или США. Скажем, тяжелые многофункциональные самолеты Су-30. У США аналог - F15, который они продают только очень платежеспособным ближайшим союзникам: Южной Корее, Японии, Саудовской Аравии. Остальным продают более легкий и менее смертоносный F16», - говорит директор Центра анализа стратегий и технологий Руслан Пухов.

Рынок этот вполне перспективен для России. «У России покупают вооружения те страны, которые хотят проводить независимую внешнюю оборонную политику. То есть те, страны, которые положили все свои яйца в корзину «Вашингтон» или «Брюссель» – например, Чехия или Эстония – они по понятным причинам не покупают российских вооружений. А страны, которые хотят проводить многовекторную политику, хотят, чтобы не США или ЕС за них решали ключевые вопросы нацбезопасности и внешней политики, они предпочитают покупать оружие у России», - считает Пухов.

В 2013 году российский «Рособоронэкспорт» продал оружия более чем на 14 миллиардов долларов и заключил более 1,2 тысячи новых контрактов. Этот уровень компания планирует поддерживать и в ближайшие годы. Могли бы продавать и больше, но Россия сейчас перевооружает свою армию. Как только перевооружение закончится — объемы экспорта повысятся и составят, как ожидают в «Рособоронэкспорте» уже 15 миллиардов в год.

Амбициозными выглядят планы России и в финансовой отрасли. В 2013 году Россия впервые заняла место в тройке стран-лидеров по притоку прямых иностранных инвестиций. Экономисты ООН ожидают, что в дальнейшем уровень инвестиций будет не ниже уровня 2013 года. Постепенно реализуется проект создания в России Международного финансового центра. Целью проекта заявлено «построение в России высокотехнологичного и конкурентного на мировом уровне финансового рынка, увеличение возможностей для населения участвовать в финансовых операциях». Реализация проекта МФЦ поможет не только диверсифицировать национальную экономику, но и даст миру еще одну площадку для финансовых операций.

Идея создания в Москве международного финансового центра (МФЦ) как полновесной части глобальной финансовой системы «Нью-Йорк – Лондон – Токио» была озвучена впервые еще при президенте Дмитрии Медведеве. И определенные шаги в этом направлении были сделаны уже тогда. Например, в декабре 2011 года две крупнейшие торговые площадки России РТС и ММВБ были объединены в одну Московскую биржу. Позитивно этот шаг оценило даже одно из главных международных экономических изданий Financial Times, прямо указавшее на то, что это серьезный шаг на пути к созданию МФЦ в столице России.

Тем не менее, как говорят эксперты, пока процесс продвигается не очень быстро. Прежде всего, у Москвы не так много очевидных преимуществ перед другими финансовыми центрами, но главное из них весьма существенно - размер российской экономики.

«Если объективно сравнить Москву с ведущими глобальными финансовыми центрами – Лондоном и Нью-Йорком – и даже менее развитыми, например, Варшавой, то у нас преимуществ не так много. Самое главное – крупная национальная экономика, которая является самой крупной и развитой в регионе СНГ», - говорит профессор финансов Российской экономической школы Алексей Горяев.

По его словам, сейчас для России более реалистичным было бы стремиться к приземленным целям, в частности, закреплению положения регионального финансового центра в рамках СНГ.

«По факту мы уже являемся таким центром, потому что российская финансовая система наиболее развитая в регионе. Но украинские, белорусские и казахстанские инвесторы или эмитенты все равно к нам не тянутся», - объясняет экономист.

При этом политические разногласия не обязательно и впредь будут препятствием для Москвы. Например, в Пекин мировые финансы стягиваются, несмотря на то, что в Китае действует далеко не образцовая с точки зрения Запада политическая система. Но инвесторов это не пугает. Им куда важнее стабильность, четкие и прозрачные правила игры.

Тем не менее, в России предпринимаются позитивные шаги в этой сфере, признает Горяев. Например, помимо позитивной деятельности группы по созданию МФЦ, в России был создан финансовый мегарегулятор. «Возникновение финансового мегарегулятора на базе Центробанка может привести к повышению качества регулирования. Сильный регулятор имеет больше шансов способствовать созданию сильной банковской системе и сильных финансовых рынков», - полагает финансист.

Эксперты в целом позитивно воспринимают перспективы российского бизнеса на международной арене в самых разных отраслях. Как отмечает Михаил Ремизов, «мировым драйвером со стороны России могут стать крупные инфраструктурные проекты под патронажем государства, проекты в формате частно-государственного партнерства и в формате международной кооперации».

«Перспективны в потенциале атомная и космическая отрасль. В атомной отрасли уже имеются серьезные успехи — строится масса новых реакторов, в космической пока только заявлены амбициозные траты, но в перспективе эти проекты могут драйвером мирового экономического роста»
«Безусловно развитым является оружейный российский рынок — одна из наших основных позиций экспорта. Однако на оружейном рынке и в сфере ВПК в целом, в чисто финансовом плане доля России не слишком велика, а уровень кооперации с иностранными партнерами совсем незначителен», - полагает господин Ремизов, являющийся советником вице-премьера, ответственного за развитие национального ВПК, Дмитрия Рогозина.

Российскому бизнесу необходима международная кооперация, соглашается с Ремизовым Галина Сорокина. «Существует глобальное разделение труда в мировой автопромышленности. Так что закупать определенные детали и технологии необходимо», - считает она.

По словам Сорокиной, «строительство мегагигантов оправдано только с логистической точки зрения, но больше ни с какой. У АвтоВАЗа, например, даже слишком тяжелая структура баланса. Поэтому он, как и группа ГАЗ начинают активно уходить от производства «сам в себе»».

Мегапроекты, которые в последние годы реализует Россия, способствуют повышению роли российского бизнеса в развитии мировой экономики. «Проекты обозначают контуры долгосрочного развития. Бизнесу становится ясно как, что и когда инвестировать. По опыту Китая: такие проекты — это эффективная модель развития через создание конкретных точек роста», - уверен Дмитрий Абзалов.

Архивный материал.
Мировым драйвером могут стать крупные инфраструктурные проекты под патронажем государства / читать
Российские автопроизводители представляют опасность для автопроизводителей ближайших стран / читать
У России покупают вооружения страны, которые хотят проводить независимую внешнюю политику / читать
Москва уже является региональным финансовым центром для СНГ / читать
Россия вышла на второе место по экспорту оружия. И это действительно победа / читать
Мегапроекты - это эффективная модель развития через создание конкретных точек роста / читать