Россия заимствует опыт Китая, реализуя масштабные инфраструктурные проекты.
Мегапроекты в России — прежде всего инфраструктурные проекты. Они реализуются на основе государственно-частного партнерства, поскольку если взвалить строительство инфраструктуры только на бизнес, то проект будет нерентабельным. Это проекты с долгим горизонтом окупаемости, низкой рентабельностью и бизнес просто не в силах самостоятельно такое реализовать. Частный сектор преимущественно вкладывается при реализации таких проектов в непосредственно строительство объектов (скажем, заводов), а государство гарантирует бизнесу снижение затрат за счет строительства инфраструктуры. Например, строительство условного завода на Дальнем Востоке требует генерацию электроэнергии, дороги и так далее.
При этом эта инфраструктура — общего пользования. Мощности будут обеспечивать относительно дешевой электроэнергией и окружающие непосредственно объекты города и села, дороги обеспечат большую мобильность населения.
Кроме того проект обеспечивает сезонную занятость местного населения занятого на строительстве, создаются новые рабочие места. Малый и средний бизнес также получает субподряды.
Проекты типа Олимпиады в Сочи или саммита АТЭС — это прежде всего проекты комплексного развития территорий. Задача не в создании спортивных объектов или проведении спортивных соревнований, но в развитии территории и создании инфраструктуры. Подготовка к саммиту АТЭС имела целью создание хаба для развития экономических связей в Азиатско-тихоокеанском регионе. Проекты вроде ВСТО и Северного и Южного потоков призваны «расшить» узкие места российской экономики, а именно транспортную инфраструктуру.
К тому же эти проекты обозначают контуры долгосрочного развития. Бизнесу становится ясно как, что и когда инвестировать. По опыту Китая: такие проекты — это эффективная модель развития через создание конкретных точек роста. Сюда же можно отнести и промышленные кластеры, например, автомобильные и особые экономические зоны.