14 июля, вторник

У России покупают вооружения страны, которые хотят проводить независимую внешнюю политику

03 декабря 2014 / 21:53
директора Центра анализа стратегий и технологий

У России существует целый ряд уникальный предложений, которые можно получить только в РФ или США.

Насколько значимы поставки российских вооружений в мировом масштабе? Если предположить, что Россия прекратит продавать свое оружие, создаст ли это серьезные трудности на мировом рынке или ее продукцию быстро заменят?

Рынок вооружений сильно отличается от рынка любых других товаров, начиная от товаров народного потребления и заканчивая рынком гражданской машиностроительной продукции или продукции двойного назначения. Он очень сильно политизирован и на нем сильно сказываются разного рода девиации. Поэтому относиться к анализу рынка вооружений надо с большой осторожностью. Те закономерности, которые приемлемы в других случаях, тут могут не работать.

Когда мы смотрим на торговлю вооружений, очень важно смотреть на мотивацию покупателей. Когда мы покупаем футбольный мяч, очевидно, что мы будем играть им в футбол. А когда люди покупают вооружение, совершенно не очевидно, что они будут применять его по прямому назначению.

Например, под предлогом закупки вооружений покупается политическая лояльность. Классический пример – Кувейт, который в 70-е годы был, наверное, единственной монархией Персидского залива, у которой были дипотношения с СССР. Так вот он закупал вооружения, чтобы показать СССР свое уважение с заделом на будущее, дескать, не забудьте, что мы у вас закупаем оружие. И после этого Кувейт закупал оружие из соображений отблагодарить кого-то. В частности, в 1990-м году после того как Югославия осудила агрессию против Кувейта они закупили югославские танки, которые просто поставили на склад, где они и остались. Или накануне голосования по репарациям, которые Кувейту должен был выплачивать Ирак, они купили китайские гаубицы с целью мотивировать проголосовать должным образом в Совбезе ООН.

Рынок вооружений после окончания холодной войны – это рынок, на котором доминирует покупатель. То есть покупателей, готовых потратить большие деньги на дорогостоящий товар, мало, а продавцов, готовых предложить такой товар – много. Поэтому свято место пусто не бывает, поэтому если мы уйдем, то одни страны обратятся во Францию, другие в Израиль, третьи – в Китай.

У России существует целый ряд уникальный предложений, которые можно получить только в РФ или США. Скажем, тяжелые многофункциональные самолеты Су-30. У США аналог - F15, который они продают только очень платежеспособным ближайшим союзникам: Южной Корее, Японии, Саудовской Аравии. Остальным продают более легкий и менее смертоносный F16.

России составляют конкуренцию несколько стран. По одним параметрам это страны Запада Европы, по другим – Израиль, по третьим – Китай. До недавнего времени достаточно серьезную конкуренцию составляла Украина, которая демпинговала по ряду позиций. Правда, в свете того, что там сейчас произошло, она по многим позициям выпадет из конкуренции. Такой бардак неизбежно скажется на цене поставки, условиях и пр.

Каков технологический потенциал российского ВПК? Есть ли новые востребованные продукты или в основном продаются старые технологии?

Это очень сложный вопрос. Продается и то и другое. Когда Венесуэла, Ливия и Кения закупала автоматы Калашникова – это были технологии прошлого. Зато Объединенные Арабские Эмираты фактически заплатили за разработку и стали первым заказчиком [самоходного зенитного ракетно-пушечного комплекса] «Панциря», а после такие же контракты заключили Алжир и Сирия, а российские вооруженные силы стали лишь четвертым заказчиком этой системы. Тут уже речь о новейших технологиях.

Какие страны закупают российские вооружения: те, кто располагает скромным бюджетом или есть и такие, кто готов платить много за высококачественную продукцию?

Скажем, такие страны, как Индия, Алжир, Азербайджан или Туркменистан, сидящие на огромных нефтяных доходах, не назовешь слабоплатежеспособными. Но, в первую очередь, тут раздел по-другому проходит. У России покупают вооружения те страны, которые хотят проводить независимую внешнюю оборонную политику. То есть те, страны, которые положили все свои яйца в корзину «Вашингтон» или «Брюссель» – например, Чехия или Эстония – они по понятным причинам не покупают российских вооружений. А страны, которые хотят проводить многовекторную политику, хотят, чтобы не США или ЕС за них решали ключевые вопросы нацбезопасности и внешней политики, они предпочитают покупать оружие у России. Хотя не только у нее, но и Китая, Вьетнама, Бразилии, Венесуэлы, Алжира или Египта.

Материал подготовлен Центром политического анализа для сайта ТАСС-Аналитика