Во всех странах мира есть потенциальные потребители наших автомобилей.
Очень часто наш обыватель воспринимает российское автомобилестроение только как легковое. Между тем, у нас очень даже неплохо обстоят дела в грузовом автомобилестроении. Сколько б наши обыватели ни ругали «Газели», «Соболя» и другие машины группы ГАЗ, но эти модели реально востребованы и в России и в СНГ. Это достойная альтернатива более дорогим вариантам грузовичков импортного производства.
Не могу сказать и что в легковом автомобилестроении у нас все плохо. Если посмотреть по статистике, тот же АвтоВАЗ увеличивает экспорт в страны ближнего зарубежья и страны с невысоким уровнем дохода. Самое интересное, что LADA умудрилась захватить даже долю рынка Германии. Там достаточно успешно продается LADA 4x4 (Нива).
Наша ценовая ниша – low cost - очень адекватна, и люди воспринимают это нормально. Это вполне может быть нашим брендом, тем, на чем мы можем зарабатывать. Автомобиль для малого бизнеса, для людей с невысоким уровнем дохода, которые есть во всех странах. Удельный коэффициент, то есть соотношение между бедными и богатыми даже в благополучных странах не ниже семи. То есть во всех странах есть потенциальные потребители наших автомобилей.
В какой-то мере российские автопроизводители представляют в экономическом, конкурентном смысле опасность для автопроизводителей ближайших стран. И я полагаю, что такая маленькая страна, как Узбекистан, вполне может защищаться от такого гиганта как Россия с точки зрения своего автопроизводства.
На сегодняшний день российские автопроизводители по ряду деталей и компонентов отстают от мировых стандартов. Но бояться этого не нужно, сегодня не существует монобрендов, характерных для одной страны. Какая-то страна специализируется на одном, какая-то - на другом. Существует глобальное разделение труда в мировой автопромышленности. Так что закупать определенные детали и технологии необходимо.
Строительство мегагигантов оправдано только с логистической точки зрения, но больше ни с какой. У АвтоВАЗа, например, даже слишком тяжелая структура баланса. Поэтому он, как и группа ГАЗ начинают активно уходить от производства «сам в себе». Если какая-то часть производства развита у конкурента, почему бы не отдать ее на аутсорс?