19 марта, вторник

ГОД ГУБЕРНАТОРОВ-ОППОЗИЦИОНЕРОВ. Владимирская область

10 октября 2019 / 10:05

Единый день голосования 2018 года показал относительно неожиданные результаты – после голосования 8 сентября сразу в четырех регионах действующие губернаторы не смогли избраться в первом туре, и был назначен второй тур выборов. Это произошло в Приморском и Хабаровском краях, Хакасии и Владимирской области.

(Читать полную версию доклада)

С легкой руки политолога Александра Кынева, такие результаты голосования были проинтерпретированы следующим образом: избиратель был готов «голосовать хоть за черта лысого, лишь бы не голосовать за представителя власти». Это интерпретация, при всей ее привлекательности для представителей СМИ и оппозиционных политиков, не вполне отражала суть протестного голосования осени 2018 года. Безусловным и понятным триггером для него стала объявленная еще в мае премьер-министром Дмитрием Медведевым пенсионная реформа, которая была довольно негативно воспринята значительным процентом граждан страны. Однако говорить о том, что исключительно эта проблема стала причиной поражения ряда действующих губернаторов сложно – другие-то были избраны в первом туре и без особых проблем, а значит фактор пенсионной реформы явно был не единственным. Двое из четырех губернаторов, не сумевших выиграть в первом туре выборов публично поддерживали реформу (Светлана Орлова во Владимирской области и Андрей Тарасенко в Приморье), двое других (губернаторы Шпорт в Хабаровском крае и Зимин в Хакасии) старались особо громко на эту тему не высказываться.

В трех из четырех случаев была заметна обычная усталость от предыдущих нескольких лет правления инкумбентов, но в Приморье губернатор был назначен лишь за год до выборов и не должен был успеть просто физически надоесть избирателям.

Конкуренты также всерьез отличались в разных регионах. В Приморье это был представитель местного бизнеса, ресурсный кандидат Андрей Ищенко, в Хабаровском крае – депутат Госдумы от ЛДПР Сергей Фургал, который и на предыдущих выборах губернатора выступил довольно сильно, набрав порядка 20 процентов и заняв второе место. А вот в Хакасии и Владимирской области оппоненты власти были откровенно слабы: юрист из КПРФ Валентин Коновалов и депутат Законодательного собрания Владимирской области Владимир Сипягин вряд ли могли считаться известными в своих регионах политиками. И их выход во второй тур, а потом и победа на выборах стали шоком для местной элиты. Действующий губернатор Владимирской области Светлана Орлова даже записала между первым и вторым туром трогательное обращение к избирателям, в котором чувствовалась серьезная огорошенность результатами первого этапа голосования.

Таким образом, факторов, повлиявших на голосование в этих четырех регионах было много, сводить исключительно к голосованию «абы за кого, лишь бы не за власть» было бы неправильно. Но в Хакасии и Владимирской области очевидно было, что избиратели в массе голосовали не за Коновалова и Сипягина, а против Зимина и Орловой. В результате два неожидавших победы кандидата стали губернаторами по итогам второго тура голосования. Каждый из них провел уже год в своем новом качестве и мы можем задаться вопросом – насколько в конечном счете выгодна избирателям тактика протестного голосования и может ли неопытный оппозиционный политик стать сильным губернатором. Рассмотрим этот вопрос на примере Владимирской области и ее действующего губернатора Владимира Сипягина.

Читать доклад дальше