19 августа, понедельник

Вдруг алтын

15 апреля 2014 / 23:25
экономический аналитик

Решение о введении не позднее 2025 года участниками Евразийского экономического союза (Россия, Казахстан, Белоруссия) новой единой валюты - алтын - назрело уже давно.

Решение о введении не позднее 2025 года участниками Евразийского экономического союза (Россия, Казахстан, Белоруссия) новой единой валюты — алтын — назрело уже давно. Это решение соответствует логике многолетних интеграционных экономических и политических процессов на постсоветском пространстве. Успехи в интеграции привели к созданию в середине 2011 года сначала Таможенного союза, затем, с 01 января 2015 года — уже Евразийского экономического союза (ЕАЭС). По мнению руководства России, Казахстана и Белоруссии, достигнутый высокий уровень интеграции между ними создал реальную возможность для введения и применения в расчётах наднациональной валюты.

История подтверждает, что введение общей валюты является обязательным этапом создания любого геополитического союза. Более того, оно вытекает из самого характера развития любой национальной экономики.

История приводит несколько примеров создания наднациональных валют (supranational currency).

Самым известным является создание единой валюты Европейского союза. Вначале, в 1979—1998 годах, как средство безналичных расчетов между странами ЕС существовал экю. Затем, в целях ускорения европейской интеграции в соответствии с Маастрихтскими соглашениями 1992 года вместо экю стал использоваться уже всем известный евро — в безналичной и наличной форме.

Хочу подчеркнуть то обстоятельство, что введение евро не привёло сразу же к исчезновению национальных европейских валют (германской марки, французского франка, итальянской лиры, испанской песеты и т. д.). Ещё несколько лет после введения евро национальные экономики европейских стран сохраняли параллельное обращение своих традиционных валют, одновременно адаптируясь к новой финансовой системе единой Европы. Для полномасштабного внедрения евро был осуществлён целый комплекс интеграционных мероприятий, включавших создание единых органов управления, единого европейского бюджета, регламентацию экономических и бюджетных прав и обязанностей каждого члена ЕС, ликвидацию ограничений на перемещение капиталов, бизнеса и трудовой миграции внутри ЕС, открытия границ внутри Европейского Союза и т. д.

И когда интеграция очередного кандидата на вступление в Евросоюз достигала достаточно высокого уровня, тогда их национальная валюта уходила в прошлое. Так и новые члены Европейского Союза (Латвия, Литва, Эстония, Болгария, Румыния) не могли стать сразу же частью еврозоны и финансовой системы ЕС, пока не довели до конца свою европейскую интеграцию.

Успехи и неудачи наднационального евро всем известны, но очевидно то, что стабильность евро зависит от экономического и политического могущества и стабильности Европейского Союза.

Другим примером наднациональной валюты являются так называемые «Специальные права заимствования», или СДР (Special Drawing Rights — SDR). Это денежная единица, которая стала выпускаться Международным валютным фондом для расчетов между странами-членами Фонда с 01 января 1970 г. Идея создания и развития СДР, вплоть до её превращения в новую мировую валюту вместо доллара США, принадлежала директору МВФ Доминику Стросс-Кану, который вскоре поплатился за эту идею своей карьерой.

Применительно к России и постсоветскому пространству, можно вспомнить менее удачный пример переводного рубля, развитие которого, по сравнению с евро, остановилось на более ранних этапах.

Эта наднациональная валюта использовалась в социалистических странах, входивших в СЭВ (Совет экономической взаимопомощи). СССР был лидером коммунистического блока, в который входили страны Восточной Европы, Монголия, Куба и Вьетнам. Экономической составляющей этого блока являлся СЭВ, а военно-политической — Варшавский договор.

С 1963 года переводной рубль был коллективной валютой стран СЭВ, предназначенной для обслуживания системы их расчетов внутри данного экономического сообщества. Переводной рубль существовал только в безналичной форме, как экю, а в наличноденежной форме, как это произошло с евро, так и не появился. Использовался переводной рубль для безналичных расчётов между странами-участниками СЭВ, кредитования торговых сделок, а также для клиринговых расчётов между ними. Объём товарооборота СЭВ, обслуживаемый переводным рублём, достиг в период с 1964 по 1990 годы 4,5 трлн. переводных рублей, что эквивалентно 6,25 триллионам долларов США. На момент распада СЭВ свыше 5% международной торговли в мире осуществлялось помощью переводного рубля.

Противостояние СССР и США, закончившееся поражением СССР в холодной войне, привело к развалу всех единых структур советско-коммунистического блока. Соответственно, произошло упразднение Варшавского договора, СЭВ и переводного рубля. Ведь победившему Западу не были нужны никакие конкуренты ни в политике, ни в экономике.

Именно это обстоятельство — глобальная политическая и экономическая конкуренция и противодействие со стороны Запада — самым ярким образом говорит о перспективах существования новой валюты ЕАЭС — алтына.

Национальный суверенитет страны невозможен без наличия собственной национальной валюты. Эта истина сегодня вновь подтверждает свою жизненность. Существование общей валюты геополитического союза означает суверенную политику стран-участников такого союза. Создатели Евразийского экономического союза, так или иначе, должны были принять решение о создании собственной валюты, которым, как мы уже упоминали, станет алтын.

К преимуществам введения алтына можно отнести то, что, тем самым, страны ЕАЭС и Россия, в частности, смогут уменьшить свою зависимость от доллара США и евро.

Введение алтына дает возможность приобрести дополнительную защиту от мировых кризисов и политики ФРС, ставшей с недавнего времени чересчур агрессивной и нетерпимой к остальным странам, кроме США.

Так, в рамках Таможенного союза и Евразийского экономического союза платежи и расчеты между странами-членами до сих пор в значительной степени обслуживаются валютами третьих стран — долларом и евро. Более того, эти расчёты осуществляются через западные (американские и европейские) банки, через систему их корреспондентских счетов, причём с помощью системы SWIFT. Как известно, информация, передаваемая с помощью SWIFT, в свою очередь, контролируется ЦРУ и Министерством финансов США.

Теперь появляется возможность отказаться от доллара и евро в расчётах внутри ЕАЭС. Кроме того, путём эмиссии алтына появляется постоянная возможность обеспечивать (через кредиты) расчёты внутри ЕЭС оборотными средствами, номинированными в алтынах, и тем самым, не обращаться к западным кредиторам.

Это также станет для России фактором снижения размеров своих валютных резервов в долларах США и евро.

От того, насколько РФ будет привержена идее своего суверенитета и дальнейшему экономическому развитию, будет зависеть будущее и ЕАЭС, и алтына. Это — стратегическая задача, которая обязательно должна быть, образно говоря, в «портфеле текущих дел» России.

Разумеется, речь не должна идти о вытеснении российского рубля из обращения и расчётов. Во всяком случае, пока. Ведь у единой геополитической валюты есть не только преимущества, но и вполне реальные риски. Ряд из них уже проявился в недавней серии финансовых кризисов стран-участников Европейского Союза (Греции, Испании). Эти изъяны еврозоны вызвали шквал критики в адрес финансово-бюджетной политики ЕС, подвергли сомнению своевременность создания ЕС и введения евро, а также спровоцировали требования в ряде стран об их выходе либо из еврозоны, либо вообще из ЕС, либо частичного возврата национальных валют.

Риски проекта «алтын» являются оборотной стороной потенциальной его эффективности.

Безусловно, алтын, как любая валюта любого геополитического союза или государства, будет востребована ровно столько времени, сколько будет реально существовать сам ЕАЭС. Но анализ ситуации показывает, что в связи с обострением и без того непростых отношений России и Белоруссии с Западом, значение ЕАЭС как альтернативы ЕС и НАТО будет стабильно возрастать. С 2009 по 2013 годы объём взаимной торговли в Таможенном союзе достиг 64,1 млрд долларов США. Вместе с тем, итоги 2013 года свидетельствуют о снижении на 17,2% объёма торговли России с Белоруссией. Рост товарооборота между Россией и Казахстаном увеличился всего на 4,8%. Впрочем, санкции Запада должны неизбежно подстегнуть рост экономического сотрудничества в рамках ЕАЭС.

Вступление в ЕАЭС, как это планируется, новых участников — Армении, Таджикистана, Киргизии — способно как усилить, так и ослабить алтын в случае либо экономического подъёма, либо, наоборот, политической или экономической нестабильности в этих не вполне экономически благополучных странах.

Другими рисками могут являться неконтролируемая эмиссия алтына в одной из стран-участников. Хотя эмиссионный центр алтына предполагается разместить в Минске, но потенциально возможна неконтролируемая кредитная эмиссия в любой из стран-участников. Такой пример уже был, когда в начале 1991 года Украинская контора Государственного банка СССР начала неограниченную кредитную эмиссию советского рубля и несанкционированно стала выдавать в неограниченном объёме кредиты украинским предприятиям и фирмам. Те стали массово скупать в РСФСР дефицитные цветные металлы, сырьё, промышленную продукцию, автомобили, оборудование, а платили пустыми «фантиками». Экономика России понесла потери, зато укрепилась экономика Украины, которая в том же году провозгласила независимость и стала ориентироваться на Запад.

Опыт еврозоны также показал, что стабильности наднациональной валюты может угрожать порочная бюджетная политика хотя бы одной страны-участницы единого союза. Так, несколько лет правительство Греции своими популистскими решениями резко увеличило свои бюджетные расходы. Тем самым, оказался нарушен допустимый предел бюджетного дефицита (3%), установленный Евросоюзом. Покрывать дефицит Греции пришлось увеличением объёма заимствований. Это привело к неплатёжеспособности Греции и финансовому кризису, который отразился на финансовой стабильности всего ЕС и еврозоны.

Поэтому странам будущей, так сказать, алтынзоны необходимо будет не только разработать жёсткий регламент бюджетной и финансовой политики, но контролировать его строгое соблюдение каждым участником ЕАЭС.

Также следует помнить, что благодаря общей валюте отныне любой политический, экономический, финансовый кризис может легче перекинуться из отдельной страны в другие страны-участники.

Для того, чтобы алтын стал реальностью и значительным событием в мировой экономике, следует как можно стремительнее развивать не только совокупную экономику ЕАЭС, а, в основном, экономику и финансовую систему России, которая в настоящее время не находится в числе мировых лидеров. Экономическая политика России и её Центрального банка должна иметь как можно более активный, даже агрессивный характер, как это делает сегодня Федеральная резервная система США.

Ведь сам по себе значительный объём экономики не приводит автоматически к доминированию национальной валюты такой страны. Например, валюты ни Японии (иена), ни Китай (юань), экономика которых уступает только США, тем не менее, не смогли пока стать полноценными мировыми резервными валютами.

Материал подготовлен Центром политического анализа для сайта ТАСС-Аналитика

тэги
читайте также