Провал европейской стратегии «управляемого хаоса».
Последние события в Киеве возле правительственного квартала заметно осложнили для европейцев информационную и политическую поддержку участникам Евромайдана. Накал противостояния под крещенскими морозами привел к тому, что Виталий Кличко и Арсений Яценюк, оппозиционные лидеры, на которых предпочитала делать ставку Европа, утратили инициативу и уже, вероятно, не смогут вернуть под свой контроль развитие событий в центре Киева. Потолок, выше которого по политической лестнице им не суждено подняться, обозначился неожиданно быстро для европейцев - обнажилась их истинная ценность как политиков. А с учетом далеко не улаженного конфликта амбиций между Кличко и Яценюком, их политическая перспектива выглядит еще более призрачной. Относительный контроль над ситуацией сохранил третий оппозиционный лидер майдана – украинский националист Олег Тягнибок, но ставка на него для европейцев выглядит еще более проигрышной. Объяснить европейскому, и в особенности польскому, обывателю поддержку почитателя Степана Бандеры для европейских лидеров станет нерешаемой задачей. Да и чисто технически быстро переориентировать работу информационной машины также вряд ли быстро получится.
Это раньше, зависая над схваткой «сторонников европейского выбора» и «наемников ненавистного режима», европейские лидеры могли смело приезжать на майдан с пряниками и выписывать кнут правительству Виктора Януковича. Теперь в Европе на фоне нового раунда переговоров об ассоциации Украины и Евросоюза склонны дистанцироваться от происходящего в Киеве. Показательным в этом отношении стало заявление официального представителя правительства ФРГ Штеффена Зайберта, прозвучавшее входе брифинга в понедельник, 20 января. По его словам, «те, кто с симпатией относится к требованиям демонстрантов - требованиям создания правового государства, обращения к европейским ценностям - должны с прискорбием наблюдать за ситуацией. Очевидно, что те, кто прибегают кнасилию, дискредитируют эти требования». В этой связи напомним, Германия – это именно то государство, которое является своего рода главным спонсором и благоприобретателем ассоциации Украины и Евросоюза. Именно Германия получит основные торговые преференции на украинском рынке в случае подписания договора.
Разумеется, ради сохранения лица немцы склонны обвинять в том, что события на Майдане вышли из-под контроля правительство Януковича. Тот же Зайберт, оглашая официальную германскую позицию в отношении последних событий на улице Грушевского, заявил, что утрата майданом последних признаков мирных протестных акций была спровоцирована теми законодательными актами, которые были приняты в Верховной раде Украины 17 января, и которые ужесточают ответственность за нарушения в ходе массовых акций. По его словам, эти изменения «значительно отдалили Украину от европейских ценностей и еще более обострили ситуацию».
Следует, конечно, отметить тот факт, что принятые Украиной поправки в законодательство, регулирующее проведение массовых акций, в полной мере соответствуют нормам, действующим в большинстве европейских государств. Но в данном случае для европейцев это не имеет никакого значения. В Европе ищут повод снять с себя ответственность за чрезмерно близкие отношения с украинскими оппозиционерами, лишающие европейцев сладкой возможности не отвечать за исход внутриукраинского противостояния и за применяемое на Майдане насилие.
Итак, европейцы оказались в интересном положении, когда им не на кого из украинских оппозиционных лидеров опереться в давлении на Виктора Януковича. Теперь единственная возможность – это договориться с самим президентом Украины. Такие намеки со стороны Европы уже последовали. Как 21 января сообщила Deutsche Welle, Канцлер ФРГ Ангела Меркель призвала Януковича сделать все возможное, чтобы гарантировать свободное волеизъявление и право на мирные демонстрации на Украине. А Генеральный секретарь НАТО Андерс Фог Расмуссен, по данным того же издания, обратился к властям и демонстрантам на Украине с призывом ни при каких обстоятельствах не прибегать к насилию. Одновременно в Брюсселе заверяют, что никаких санкций против Украины Евросоюз не планирует, а путь к подписанию соглашения об ассоциации с ЕС остается открытым.
В Европе, в частности в Германии, продолжают в качестве основных «камней преткновения» в процессе подписания договора об ассоциации видеть политические впросы. Хотя сами украинские власти неоднократно и официально заявляли о том, насколько не выгоден им договор в вопросах торговли и развития национальной промышленности. Известно также, что заочные переговоры ведутся в основном по вопросам судьбы украинской экономики, а обсуждение положений, касающиеся политических условий ассоциации, носит второстепенный и даже третьестепенный характер.
Без сомнения перевод переговоров из торгово-экономической плоскости в поле политических дискуссий о внедрении на Украине «европейских ценностей» и «норм демократии» является для Европы более выгодным форматом. Но необходимо признать, что такой перенос фокуса дискуссии - это классический прием информационной борьбы, конечная цель которой - подписание договора об ассоциации на выгодных для европейцев условиях. Именно в таком ключе следует рассматривать заявление главы комитета Европарламента по иностранным делам, члена Христианско-демократического союза Эльмара Брока, который в интервью радиостанции Deutschlandfunk от 20 января отрицал вину Евросоюза в обострении ситуации на майдане и возлагал всю ответственность на позицию России и президента Украины. Брок объяснял отказ Януковича от подписания договора об ассоциации на Вильнюсском саммите итогами встречи последнего с президентом РФ Владимиром Путиным. Член Европарламента подчеркнул: «У нас было несколько условий, по соблюдению норм правового государства, по избирательному праву, потому что европейская перспектива - это демократия и правовое государство».
Однако такие риторические уловки уже не срабатывают. Время сейчас работает на Януковича. Перспективы Евромайдана и протестных лидеров, на которых сделала ставку Европа, крайне ограничены, и это главный итог событий на улице Грушевского. Украинские силовики не используют более жесткие меры для разгона подзадержавшихся оппозиционеров только потому, что Янукович все еще надеется договориться с Европой по договору об ассоциации именно в его торгово-экономической части. Но именно такая постановка переговорного процесса в принципе не устраивает европейцев, которые не видят Украину иначе, чем рынок сбыта европейских товаров, крайне необходимый для реанимации экономики Европы. Собственно, для дестабилизации обстановки при подписании спорного договора об ассоциации (что называется «неглядя») осуществлялась политическая и информационная поддержка украинской оппозиции.
В контексте провала европейской стратегии «управляемого хаоса» и роста угроз неуправляемого противостояния в Киеве в качестве наиболее вероятного исхода можно предполагать силовой разгон Евромайдана и, соответственно, прекращение со стороны уже европейцев переговоров с Украиной об ассоциации с Евросоюзом.