Целью акций протеста в таких городах, как Минск, является приведение страны в соответствие с западными либерально-капиталистическими ценностями. Но настоящие проблемы придут после того, как протестующие победят и волна энтузиазма закончится.
Несмотря на то, что одна из линий критики в адрес президента Белоруссии Александра Лукашенко состояла в том, что его правительство плохо справилось с пандемией Ковид-19, эта тема заметно отсутствовала в общественных дебатах. Именно такую пренебрежительную позицию по отношению к коронавирусу разделяют и авторитарный лидер, и протестующие, призывающие положить конец его пребыванию на посту.
Во время последних демонстраций после президентских выборов толпа в Минске, похоже, не заботилась о социальном дистанцировании, было видно очень мало масок, а сам Лукашенко регулярно демонстрировал свое пренебрежение к опасности Ковид - помните, что он даже приказал устроить большой парад Победы 8 мая. Но, тем не менее, следует отметить, что Белоруссия справляется с эпидемией вируса лучше, чем соседние страны.
По крайней мере на короткий момент эпидемия ушла на второй план, и перед нами открылась знакомая сцена, на которой свободолюбивые массы свергают "последнего диктатора Европы" - Минск это новый Киев.
Однако этот радостный энтузиазм по отношению к демократии подразумевает свое собственное "слепое пятно". Мы, конечно, должны поддерживать протесты: Лукашенко - эксцентричный авторитарный лидер, немного нелепая фигура, которая железным кулаком управляет своим государством, арестовывает оппонентов, допускает слишком мало свободы прессы и т.д. Однако его нельзя уволить как просто лузера. Он добился экономической стабильности, безопасности и порядка, с доходом на душу населения намного выше, чем в "свободной" Украине, который распределяется гораздо более справедливо. Но одно из самых важных его источников дохода - получение дешевой нефти из России и перепродажа ее на Запад - теперь закончилось из-за низких цен на нефть. Поэтому его время истекло.
Текущие протесты в Беларуси - это всеобщие акции протеста, целью которых является приведение страны в соответствие с западными либерально-капиталистическими ценностями. Но настоящие проблемы придут после того, как протестующие заявят о победе демократии, и первая волна энтузиазма закончится. Окончательным итогом вполне может стать новая, более национал-консервативная фигура лидера - что-то вроде белорусской версии венгерского премьера Виктора Орбана или польского Ярослава Качиньского. То есть, надо иметь в виду причину относительной популярности Лукашенко до недавнего времени: его терпели, принимали даже в некоторых кругах, именно потому, что он предлагал спасение от разорения со стороны дикого либерального капитализма (коррупция, экономическая и социальная неопределенность).
Протесты, сотрясающие мир в последние пару лет, явно колеблются между двумя типами. С одной стороны, у нас есть всеобщие протесты, которые пользуются поддержкой западных либеральных СМИ: Гонконг, Минск и т.д. С другой стороны, мы видим более тревожные протесты, которые являются реакцией на ограничения самого либерально-демократического проекта: движение желтых жилетов во Франции, Black Lives Matter и экологический протест. Отношения между ними напоминают известный парадокс Ахиллеса и черепахи. В итоге быстроногий Ахиллес никогда не сможет обогнать черепаху. Как бы быстро ни сокращал Ахиллес разрыв между собой и черепахой, медленная, но спокойная черепаха всегда создаст новый, более мелкий отрыв и останется чуть-чуть впереди греческого героя.
Теперь давайте заменим Ахиллеса "силами демократического восстания", а черепаху - идеалом "либерально-демократического капитализма", и мы быстро поймем, что большинство стран не может подойти слишком близко к этому идеалу, и что их трудности с достижением этого идеала отражают слабость самой глобальной капиталистической системы. Все, что могут сделать эти страны, - это рискуя выйти за пределы этой системы, что, конечно же, несет в себе свои собственные опасности.
Плюс мы вынуждены осознавать, что в то время как продемократические протестующие стремятся догнать либерально-капиталистический Запад, есть явные признаки того, что в экономике и политике развитый Запад сам вступает в посткапиталистическую и постлиберальную эру - эру, которая, конечно же, выглядит мрачно.
Недавно бывший министр финансов Греции Янис Варуфакис отметил ключевой признак предстоящих событий: когда вышли новости об историческом падении экономик Великобритании и США, фондовый рынок переживал рекордно высокий уровень. Хотя отчасти это можно объяснить простыми фактами (большинство максимумов фондового рынка принадлежат лишь нескольким компаниям, которые процветают сейчас, от Google до Tesla), общая тенденция заключается в отделении финансового оборота и спекуляций от производства и прибыли. Netflix является здесь образцом: теряя деньги, он продолжает расти. Истинный выбор таков: в каком пост-капитализме мы окажемся?
Что касается демократии, то давайте просто посмотрим на обложки нашей прессы. В Польше либеральные общественные деятели жалуются, что становятся зрителями демонтажа демократии. В США Барак Обама предупредил, что Дональд Трамп представляет серьезную угрозу для самой демократии, а Трамп дает понять, что не признает результат президентских выборов, если он будет не в его пользу - разве это не похоже на Лукашенко?
Так что давайте пожелаем удачи протестующим в Беларуси: в случае их победы проблема Ковид-19 снова вернется вместе со всеми остальными насущными вопросами - от экологии до бедности. Им понадобится удача - и мужество.
The Independent, 24.08.2020