Традиционные ценности значат больше, чем может представить евробюрократия и вообразить представители американского "плавильного котла".
После очередного обращения Президента Владимира Путина к этой теме в своем «крымском» Послании стал очевидной задачи тщательно эти ценности проинвентаризовать. Их набор существенно более широк, чем тот, к которому мы привыкли по фильмам уважаемого Никиты Михалкова, и сценарий «собирания» русского мира на их базе все же сильно отличается от сценария «Сибирского цирюльника».
А между тем, многие проявления трепетного отношения к традиционным ценностям и их защиту можно видеть уже сегодня. В некоторых случаях они даже имеют вполне материальное выражение — как, например, в Крыму. Поясню читателю — помимо скифского золота и иных ценностей, находившихся в Киеве и, похоже, отправленных нынешними «современными» украинскими недолидерами за кордон, существует еще большой фонд собственно крымских артефактов. Сложилось так, что значительная их часть во времена смуты оказалась в Нидерландах. Не подумайте чего плохого — на выставке, оформленной по всем правилам.
Самоопределение Крыма и пауза в создании новый системы управления автономией дало повод к тому, чтобы возврат этих ценностей (на десятки миллионов долларов) крымским музеям был поставлен голландцами под сомнение.
Помимо очевидного желания зарубежных коллег пополнить свои фонды уникальными экспонатами, вопрос встал действительно о традиционных ценностях, которые у крымчан пытаются отобрать — а как же еще называть вещественные символы древней истории народа?
И — можем же когда захотим! При активном участии члена Общественной палаты Константина Михайлова и министра культуры Владимира Мединского в кратчайшее время было принято решение о создании республиканского комитета по охране культурного наследия памятников Крыма (а по сути — сохранении уже сформировавшейся работающей структуры). Ситуация с выставкой пока «подвешена» — срок ее действия решили продлить. На самом деле — для возможности проведения полноценных переговоров. И есть уверенность, что только этим эпизодом дело не ограничится.
Другая «традиционная ценность», о которой пока говорили немного — это мы сами, наши предки. Наши индивидуальные истории. И к ним обращаются все чаще.
Приведу один пример — поскольку сам побывал в этом регионе буквально на днях — Калмыкию. Она, увы, только что вошла в печальный список регионов, в которых (по предварительным данным, по заданию СБУ Украины готовились теракты). Не хочется быть пророком, вещающим о плохом, но то, что список диверсантов не ограничивается 25 человеками, задержанными ФСБ, к сожалению весьма вероятно.
Тем символичнее, что на этом фоне в политику возвращается семья, в течение почти века бывшая одним из символов республики — Городовиковы. Первым человеком, ставшим легендой, был еще Герой Советского Союза генерал — кавалерист Ока Городовиков, рассказ о котором входил во все школьные учебники истории. Семья всегда имела большое влияние в Калмыкии. Сейчас в местную политическую элиту намерена влиться известная тележурналистка канала НТВ, его внучатая племянница Бова Городовикова. И судя по всему, интерес к ней подогревается в первую очередь не «телезвездностью», а собственно семьей, никогда не прерывавшей традиции и не терявшей уважения. Наверное, это еще один пример того, что безопасность и устойчивость — ключевые слова на ближайшие годы. А интерес к нестандартным и квазисовременным политикам, видевшим инопланетян и ставящих памятники Остапу Бендеру — как экс глава республики Кирсан Илюмжинов — поистрепался.
Традиционные ценности, о которых я решил порассуждать в этой колонке, значат больше, чем может представить евробюрократия и тем более, чем могут вообразить представители американского «плавильного котла». Поэтому их реакции весьма предсказуемы, а местами выглядят наивно — как, например, распоряжение Барака Обамы об увеличении финансирования государственных СМИ, работающих на Украину и сопредельные территории, или демонстративное закрытие всех «Макдональдсов» в Крыму с предложением сотрудникам от руководства компании переехать на Украину.
Самое забавное — хотя и страшное — то, что радикалы из «Правого сектора» сильны как раз тем, что тоже исповедуют свои традиционные ценности. (Вот только ценности эти ксенофобские, антисемитские и просто фашистские.)
Украина вообще сильна своими традиционными ценностями, как и Россия — только они почти диаметрально противоположны на Востоке и Западе страны. А раз так — развод неизбежен. И желательно — без крови (хотя это уже не получилось, увы).
Но нашим политическим оппонентам на Западе не дано услышать, что желающих любой для себя ценой обеспечить глобализационные выверты или особые права геев по отношению к гетеросексуалам пожалуй, много не найдется.
Мадам/месье Мария Гессен вынуждена была признать в «Вашигтон пост», что Владимир Путин работает на возрождение России как сверхдержавы — хотя ее это, наверное, не слишком радовало. А сверхдержава не может без традиционных ценностей. И не отказ ли от них привел к глубокому кризису в США? — Я имею в виду ментальному, остальное прилагается. Впрочем, это тема для отдельной заметки.