Маятниковая миграция московских дачников стала серьезным фактором на выборах мэра Москвы.
На недавних выборах мэра Москвы серьезным фактором, отразившимся на явке избирателей и итогах голосования, оказалась маятниковая миграция московских дачников и садоводов, которые в конце рабочей недели едут на свои небольшие, как правило, от шести до десяти соток, садовые или дачные участки. Это не тысячи, и не сотни тысяч, это миллионы жителей Москвы ежегодно выезжают на дачи из города и возвращаются в город каждую неделю весь дачный сезон с мая по октябрь.
При этом сотни тысяч граждан постоянно проживают на своих садовых или дачных участках не только летом, но и зимой, и таких становится все больше, так как массовое строительство все более комфортных строений на этих участках, а также продолжающаяся их газификация, позволяет сделать такое проживание круглогодичным.
По современным данным, может быть, недостаточно точным, но пригодным для оценки масштабов явления, в летнее время, особенно в конце июля - начале августа, на дачах и садовых участках может находиться в выходные дни одновременно до пяти миллионов москвичей. Если оценивать это число граждан для электоральных целей, то это около половины всех избирателей города Москвы.
Осенью это число уменьшается, в сентябрьские выходные и праздничные дни на подмосковных «парцеллах» находится от одного до двух миллионов москвичей в зависимости от погоды. Именно поэтому прогнозная явка москвичей от различных социологических служб предполагалась порядка 3,0 – 3,8 миллионов избирателей (в среднем 3,4 миллиона), а дошли до избирательных участков около 2,4 миллионов избирателей, на миллион меньше ожидаемого числа. И это еще с учетом того, что погода была дождливой и ветреной. Было бы солнечно и ясно, могли бы недосчитаться и двух миллионов, тогда явка могла составить порядка 20% от списочного числа избирателей.
Само явление сезонного пребывания москвичей, а также жителей других крупных городов России, таких как Санкт-Петербург, Новосибирск, Екатеринбург, Казань и других, начало стратегически осмысливаться только в последнее время с точки зрения колоссального скрытого социально-экономического потенциала.
Москва здесь идет впереди остальной России по причине масштабов явления и резко возросших экономических возможностей среднего москвича. Владельцами более одного миллиона дачных и садовых участков в Подмосковье являются москвичи со средней заработной платой в 50 тысяч рублей в месяц или, по достаточно скромным оценкам, имеющим годовой доход около 1 миллиона 200 тысяч рублей на среднюю семью после уплаты налогов. Это европейского уровня планка доходов среднего класса.
Семьи москвичей, имеющие садовые участки, являются в большинстве своем также и владельцами автомобилей, которые каждую пятницу создают неимоверные заторы на выезде из города в область. Именно поэтому, часть москвичей предпочитает более или менее постоянно и подолгу проживать в летнее время, а то и зимой, на своих садовых участках.
В первую очередь, это пенсионеры, мамы с детьми, инвалиды, работники свободных профессий, работники удаленных рабочих мест, безработные рантье, в частности, сдавшие свои московские квартиры в аренду. Таких даже зимой на дачах в Подмосковье набирается несколько сотен тысяч (более точная оценка затруднена по ряду причин). Но таких, проживающих за городом, москвичей становится все больше и больше, по мере того, как производится реконструкция с утеплением и превращением во всепогодные их строений, развивается подмосковная дорожная, инженерная, торговая, медицинская инфраструктура и сохраняются серьезные дорожные и экологические проблемы в самой Москве.
Социально-экономический вектор явления, можно сказать, очевиден, многие москвичи уже готовы к переезду на дачные и садовые участки, все большее их число вовлекаются в «руральное» движение, хотя существуют факторы, сдерживающие этот процесс.
Это вопросы административного плана, такие как невозможность постоянной регистрации на садовом участке, отсутствие механизма влияния на решения органов местного самоуправления, затруднения объединений садоводов и дачников в получении целевой помощи от органов власти Москвы или Подмосковья, вопросы получения разрешительной и рабочей документации на производство строительных работ и многое другое.
Также это вопросы инфраструктурного обеспечения объединений садоводов и дачников местными дорогами, железнодорожным и автобусным сообщением, газификацией, электроэнергией, вопросы тарифов на электричество, платы за техническое обслуживание, за вывоз твердых бытовых отходов, вопросы организации централизованного водоснабжения, а также проблемы обеспечения медицинской и социальной помощью, образовательными и детскими учреждениями, пусть даже на платной основе, а также службами безопасности, в том числе противопожарной.
Отчасти сдерживает такое развитие и сезонность в потреблении разного рода услуг дачниками, и отсутствие рабочих мест для москвичей на территории дачных поселков не только в зимний, но и в летний периоды, конкуренции за рабочие места с москвичами со стороны трудовых мигрантов, в первую очередь, в строительстве и работах по благоустройству.
Однако все эти трудности представляются преодолимыми, если представить себе, что многосотлетнее переселенческое движение Подмосковья в Москву может быть к обоюдному удовольствию и Москвы, и Московской области, развернуто в обратную сторону, если на смену центростремительным тенденциям придут центробежные силы, пускай пока лишь на территории Московской агломерации, а не всей Центральной России.
Ведь перед Москвой продолжает с особой остротой стоять жилищный вопрос: Москва продолжает строить жилье методами индустриального домостроения, создавая громады периферийных районов и пригородов, насыщая их социальной и транспортной инфраструктурой, которые при этом сохраняют статус «спальных районов» не смотря на искусственные усилия по созданию рядом с жильем рабочих мест.
Продолжается и сегодня отъезд жителей малых сел и деревень Подмосковья не только в Москву, но и в малые подмосковные города, фактически являющиеся московскими пригородами или городами-спутниками, где воспроизводятся, пусть в миниатюре, те же московские проблемы. При этом старые деревенские домики подмосковных жителей, переехавших в города, становятся для них теми же дачами. Наблюдается сближение проблем у жителей столичной агломерации, все более настоятельно требуется их комплексное решение на трехсторонней основе: Россия – Москва – Подмосковье.
Сравнивая проблемы и затраты, возникающие при реализации проектов новых урбанистических городских районов с развитием малоэтажного строительства на садовых или дачных участках, отчетливо понимаешь, насколько экономически выгодным, демократичным, свободным, бесконфликтным, малозатратным для государства и местного самоуправления и выгодным для всего региона является решение жилищных, миграционных и социальных проблем, на основе уже сложившейся тенденцией «вторичного освоения» жителями Москвы территории Подмосковья и ближайших областей ЦФО.
Миллион с лишним оформленных, пригодных под малоэтажную застройку земельных участков в руках у потенциально или реально эффективных платежеспособных собственников – громадная экономическая сила, которую надо постараться побыстрее привести в движение, помочь, ускорить, управлять этой тенденции в выгоде всего региона.
Что для этого желательно было бы оперативно предпринять:
- поддержать в Государственной думе РФ законопроект, разрешающий собственникам постоянно регистрироваться на садовых и дачных участках (с серьезными ограничениями, препятствующими злоупотреблениям правом регистрации в отношении разного рода приезжих лиц), при этом желательно, хотя и не обязательно, с возможностью сохранения постоянно регистрации в Москве («двойная регистрация» для сохранения московских льгот);
- включить собственников садовых и дачных участков лиц в число избирателей органов местного самоуправления, имеющим «двойную регистрацию» предоставить также и пассивное избирательное право для избрания в органы местного самоуправления, с сохранением при этом возможности участвовать в выборах органов власти города Москвы наравне с прочими москвичами,
- преобразовать нормы «дачной амнистии» в соответствии со сложившейся практикой в постоянно действующий набор правил для малоэтажного землепользования и строительства, разрешить строить жилые и обслуживающие строения без наличия утвержденной градостроительной и проектной документации (как это по факту имеет место уже многие годы) при обязательном соблюдении минимального, строго ограниченного числа параметров строительства, обеспечивающих противопожарную и санитарную безопасность. (Например: жилое строение должно отстоять не менее чем на три метра от границы соседнего участка, от иных хозяйственных построек, иметь высоту не более 15 метров и этажность не более трех этажей. И ограничить этим требования строительные, но к ним добавить нормы про хранение и удаления мусора, про очистные сооружения и септики, про огнетушители и иные средства пожаротушения, то есть, совсем не много разумных, понятных, не требующих профессиональной проработки требований. Любые другие требования к застройщику – владельцу садового или дачного участка со стороны органов публичной власти запретить);
- заключить соглашение города Москвы с Московской областью, газоснабжающими и энергоснабжающими организациями при участии федеральных органов власти и ввести единую систему тарифов, платежей за техническое обслуживание и платы за присоединение для всех землевладельцев, в том числе для садоводов и дачников, вне зависимости от факта их регистрации как постоянно проживающих на своих участках. (Все граждане-землепользователи платят одинаково за все услуги естественных монополий - таким должен быть общий принцип);
- принять комплексную долгосрочную программу модернизации малоэтажной застройки и содействия расселения граждан на трехсторонней основе (Москва - Подмосковье - Россия) по финансированию на уровнях государственном, муниципальном, а также в форме частно-государственного партнерства полноценного инфраструктурного обеспечения объединений садоводов и дачников местными дорогами, железнодорожным и автобусным сообщением, газификацией, электроэнергией, вывозом твердых бытовых отходов, централизованного водоснабжения, обеспечением медицинской и социальной помощью, образовательными и детскими учреждениями и службами общественной и противопожарной безопасности;
- создавать возможность для развития сезонной занятости самих дачников, в первую очередь в социально сфере, локальной торговле и сфере услуг, строительстве и эксплуатации местной инфраструктуры. (Например, создание небольших поликлиник, где в летнее, и отчасти зимнее время могли бы подрабатывать врачи-пенсионеры, детских садов и учреждений дополнительного образования, где могли бы также работать в летний период москвичи, пенсионеры, инвалиды мамы малолетних детей, патронатных служб, предприятий торговли и общественного питания, малого бизнеса различной направленности, аутосорсинговых бюро, в том числе с использованием удаленных рабочих мест и многих других точек приложение деловой активности, в том числе, для лиц пенсионного возраста. В европейских странах успешно зарекомендовали себя фирмы, использующие труд пенсионеров. Не смотря на то, что многие пенсионеры не могут работать полный рабочий день, трудовые ограничения компенсируются опытом, знаниями, трудовой дисциплиной пенсионеров и инвалидов).
Необходимо отметить, что реализация такого рода проекта в Московской агломерации была бы выгодна не только городу Москве в решении жилищных, транспортных и социальных проблем, но и Подмосковью, в первую очередь в увеличении налогов на имущество и доходы физических лиц, на прибыль предприятий и добавленную стоимость, не только за счет деловой активности непосредственно самих москвичей на территории области, но также и мультиплицирующего эффекта, создания платежеспособного спроса на товары и услуги, а значит содействие в развитии предпринимательства и создания новых рабочих мест для жителей Подмосковья.
Подобные программы могут также реализовываться в других крупных городских агломерациях России, таких как Санкт-Петербург – Ленинградская область, Екатеринбург – Свердловская область, Казань – Республика Татарстан и многих других, особенно по мере формирования в этих крупных городских центрах полноценного среднего класса.
Таки образом перед нами вырисовывается на самом деле не столичная, а национальная программа развития жилищной, социальной, да и деловой сфер деятельности россиянина, которая может самым оптимальным, малозатратным и демократичным способом реализовываться на благо народа нашей страны, в первую очередь, детей, молодых и многодетных семей, трудоспособных пенсионеров и инвалидов.
Правительство Москвы уже начало работать в этом направлении, но я полагаю, что проблематика несет в себе общенациональный интерес, и поддерживать такой проект необходимо как на федеральном, так и на региональных и местных уровнях по мере созревания социально-экономических условий и создания предпосылок его реализации вокруг конкретных крупных городов, которые за последние полсотни лет оказались окруженными сотнями тысяч ждущих своего благоприятного времени дачных и садовых участков.