В последнее время для крупных экспортеров война за слабую национальную валюту - это определенный тренд.
В понедельник курс евро «пробил» психологический потолок в 50 рублей. Многие комментаторы резонно указывают на «крымские» политические факторы, но ведь есть еще и собственно экономические. Сегодня мы наблюдаем, как вымывается ликвидность развивающихся рынков. Но падение российского рубля, например, несравнимо с падением украинской гривны.
Впрочем, падение курса нашей национальной валюты имеет и конъюнктурные мотивы. В марте, в конце квартала, традиционного собирают НДС, соответственно, он будет консолидировано представлен, поскольку рубли будут скупаться с рынка, и курс будет немного откатываться назад, поскольку реальная стоимость рубля конечно ниже, чем действующие показатели.
Кроме того, Центробанк уже начал повышать ставки. Это верный признак того, что сделана ставка на укрепление рубля. Сегодня необходимо переждать информационный шквал, который связан с возможным объявлением в отношении России каких-либо экономических санкций. Некоторая успокоенность придет в среднесрочной перспективе, через несколько недель, возможно, даже к концу этой недели. О том говорят и базовые показатели, к которым, напомним, относятся цен на энергоносители, они остаются на высоком уровне. В ближайшее время стоит ждать откат.
Курс рубля по отношению к основным валютам будет носить скачкообразный характер.
Будут резкие взлеты, резкие падения, это так называемый «боковой тренд», «эффект пилы».
Если же говорить о российской экономике, об отдельных отраслях, то есть отрасли, которые от этого выиграют, другие же - проиграют. Выигрывают те, у кого издержки в рублях (например, заработная плата), а зарабатывают они в валюте. Обычно, это экспортно-ориентированные компании: ТЭК, машиностроение, производящее продукцию на своей территории, не получающее детали и комплектующие из-за границы, отчасти тяжелое машиностроение.
Основной же удар придется на тех, кто несет издержки в валюте, а прибыль получает в рублях. Обычно это компании потребительского сектора, которые либо производят сейчас перевооружение производства, либо их деятельность напрямую зависит от иностранных компонентов. Например, это автопроизводители, собирающие у нас машины из иностранных запчастей. То же касается сотовых операторов, которые обновляют свои сети за валюту. Для них нынешний курс рубля будет некоторым ударом.
Но нынешнее положение дел может повысить конкурентоспособность наших товаров на внешнем контуре, за рубежом, ведь теперь они будут стоит дешевле. Это позволит также иметь дополнительные налоговые доходы в бюджете страны, ведь основная часть денежных средств генерируется в ТЭКе (около 52% если считать со смежными налогами).
Нынешний курс может несколько осложнить жизнь компаниям, которые брали внешние кредиты в валюте, потому что они будут получать прибыль, как правило, в рублях. Но это фактор по идее должен стимулировать развитие внутреннего кредитного рынка, но в том случае, если ставки по таким кредитам будут снижены.
В целом обстановка остается спокойной.
Дело в том, что целый ряд стран целенаправленно ослабляют свои национальные валюты для того, чтобы получить конкурентное преимущество на внешнем контуре.
Этим занимались Германия, Япония, США, Китай, причем в жестком варианте. В последнее время для крупных экспортеров война за слабую национальную валюту - это определенный тренд. Сильную национальную валюту могут себе позволить лишь страны, которые не очень хорошо экономически растут. Например, Франция, ряд стран Европейского союза.
Так что тот факт, что Центробанк пытается управлять процессом ослабления рубля и не сильно препятствует ослаблению нашей национальной валюты, говорит о том, что, в принципе, ставка на некоторое ослабление для повышения конкурентоспособности, банком-регулятором сделана.