23 ноября, суббота

Россия все еще на пути к самой себе

16 сентября 2013 / 18:15
глава нью-йоркского представительства Института демократии и сотрудничества, профессор кафедры сравнительной политологии МГИМО

Без идентичности жить трудно.

Я написал книгу «Россия в поисках идентичности», так что мне приходилось много и серьезно думать на эту тему. У России не было законченной идентичности ни до революции, ни после революции в светское время, и сейчас Россия тоже в поисках собственной идентичности. Это связано с тем, что у России своя история. Я опираюсь здесь на грандиозную идею Шпенглера о том, что, наверное, всего два народа в истории человечества смогли адекватно духу своего народа реализовать себя в экономических, политических, духовных и прочих институтах. Это были древние греки и в Новое время – англичане. Все остальные народы лишь той или иной мере пытались это перенимать. В античности это эллинизм, то есть распространение греческого языка, греческой культуры, греческого образа жизни – в т.ч. на Рим, который во многом способствовал распространению греческого идеала, и англичане, которые создали новую индустриальную цивилизацию и новую политическую реальность – демократию и т.д. Все остальные народы и в тот период, и после англичан с ХVII в. пытаются как-то адаптироваться и найти себя, потому что им-то не удалось самим создать экономические, политические и прочие институты сообразно своему духу.

Россия со времен Петра проходит этот путь освоения европейских институтов, культурных ценностей, индустриальных навыков и т.д. В какие-то периоды этот процесс шел успешно, в какие-то – не очень успешно. К моменту революции Россия была уже близка к тому, чтобы все это освоить и встать в ряд других европейских стран как член этой семьи. Это очень непростая вещь. Даже французам для того, чтобы освоить английскую политическую систему, пришлось выдержать 200 лет революций, войн, переворотов. Немцам вообще не удалось этого сделать. Европейские институты были навязаны Германии союзниками. До сих пор Германия по большому счету находится под опекой внешних сил. Россия же пытается самостоятельно это все освоить.

Для России ориентиром, разумеется, являются иудео-христианские ценности – то, что привело Европу к расцвету, то, что пытался сделать Петр, то, что по-своему пытались сделать большевики. Думаю, что мы находимся на этом пути, и процесс обретения идентичности не завершен. Россия все еще на пути к самой себе. Альтернативы англо-саксонской модели не существует. Сегодня даже Китай движется в этом направлении: рыночная экономика, многопартийность, со временем наверняка будут выстроены механизмы политической конкуренции для того чтобы разные силы могли реализовать себя в политическом процессе. Этому движению альтернативы нет. Вопрос лишь в том, как быстро ты двигаешься, насколько успешно усваиваешь, какую свою национальную особенность туда вкладываешь. Самое интересное, что даже то, что произошло с англичанами, не проявление божественного провидения, не реализация какого-то замысла – это стечение случайных обстоятельств, которые и привели к формированию той политической системы и позволили совершить прорыв к новому укладу экономической жизни, который до сих пор составляет основу западного мира.

Без идентичности жить трудно. Ваше происхождение, корни, религия, культурный контекст, в котором вы развиваетесь – все это элементы, формирующие идентичность. Человек без идентичности живет в некомфортном мире. То же самое можно сказать о стране. Идентичность дает ощущение комфорта: «Я такой». А когда человек и общество находятся в переходном состоянии, они неизбежно испытывают дискомфорт.

Современная цивилизация имеет истоки в Англии. Тем не менее, политические, хозяйственные, правовые стандарты не заданы раз и навсегда. Это лишь общие параметры, а внутри них есть огромное разнообразие. Конечно же, каждая страна стремится сохранить свои особенности или вырабатывает свои особенности в рамках этого общего контекста.

В последнее время на эту тему пишет множество идиотов и примитивных дегенератов, которые путаются под ногами и ведут мелкотравчатые разговоры. А тут не до мелкотравчатости. Тут требуется крупный, большой, серьезный подход.

Материал подготовлен Центром политического анализа для сайта ТАСС-Аналитика