20 мая, понедельник

Пропаганда и Голливуд

03 апреля 2024 / 13:53
историк, политолог, генеральный директор Центра политического анализа, доцент Финансового университета при Правительстве России

Мафиози, олигарх, сумасшедший ученый, шпион - почему русские снова завоевали место главных злодеев Голливуда? Как Пентагон влияет на сценарии блокбастеров? Как подружились «фабрика грез» и «фабрика смерти»?.

Центр политического анализа и социальных исследований продолжает публикацию просветительского курса лекций политолога, доцента Финансового Университета при Правительстве России Павла Данилина.

Курс разработан в рамках реализации проекта «Противодействие деструктивным информационным воздействиям на сознание современной молодежи», признанного победителем конкурса грантов Мэра Москвы для социально ориентированных некоммерческих организаций в 2023 году.

Когда мы включаем телевизор или идем в кино на очередной американский блокбастер, задумываемся ли мы о том, на чьи деньги и под чьим пристальным вниманием снимался тот или иной фильм? Обычно нет. Тем не менее, создатели документального фильма «Театры войны» (2022) насчитали 2500 кинокартин, снятых Голливудом, в которых поучаствовали тем или иным способом силовые ведомства США от ЦРУ до Министерства обороны.

Работа Пентагона с Голливудом ведется в соответствии со специальной инструкцией «Поддержка Министерства обороны для неправительственных организаций – производителей развлекательной медиапродукции» №5410.16 от 31 июля 2015 года (с изменениями от 28 июня 2023 года), а также инструкцией №5410.15 «Поддержка Министерства обороны для НКО и СМИ». Первые редакции этих инструкций датированы 1964 и 1988 годами. Сегодняшние – плод более чем полувековой работы американских фабрики развлечений и фабрики смерти.

Всего считается, что Пентагон повлиял на сценарии около 800 фильмов. На сайте IMDB содержится упоминание о 300 фильмах и сериалах, в которых Минобороны США поучаствовали так или иначе. Также составлен доказанный список из 410 кинокартин, в которых без Пентагона и его кураторства не обошлось.

В 2018 году премию «За выдающиеся заслуги» California On Location Awards присудили Филиппу Страубу, главе отдела по связям с развлекательной индустрией в Пентагоне, человеку, которого знали все в Голливуде. Ведь, именно он был ответственным за выделение или не выделение денег на те или иные фильмы, которые снимали американские режиссеры. Стоит заметить, что с 1997 по 2016 год количество благодарностей в титрах различных фильмов позволило сделать вывод, что чаще всего благодарили именно Филиппа Страуба. На втором месте идет представитель Блумберг в киноиндустрии Кэтрин Оливер, и на третьем – с большим отставанием сам Майкл Блумберг.

Филипп Страуб – не единственный деятель, возглавлявший отдел по связям с развлекательной индустрией в Пентагоне. До него 40 лет на этом посту находился Дон Барух, мягко корректируя Голливуд. Страуба в 2018 году сменил Дэвид Эванс, о работе которого, впрочем, мы не знаем почти ничего. Барух, Страуб и его преемник Эванс находились на своих постах в течение десятилетий. Сменялись министры, уходили и приходили помощники министров по связям с общественностью, которые курировали как раз отдел по связям с развлекательной индустрией, а его руководитель бессменно держал руку на пульсе Голливуда.

Чем занимаются специалисты из Отдела по связям с индустрией развлечений? В чем суть их обязанностей? Все довольно просто. К ним приходят режиссеры, приносят сценарии и просят Пентагон выделить военных или технику для съемок или массовки. В случае, если сценарии устраивают Министерство обороны, такая помощь оказывается, обычно на безвозмездной основе. Если нет – режиссеру приходится самому выискивать ресурсы. Так было с фильмом «Апокалипсис сегодня», когда Френсису Ф. Копполе пришлось не только тратить свои деньги на аренду военной техники и полигонов, но и уехать из США, так как организовать такие съемки в Америке он не смог бы даже за большие деньги.

Простой пример сотрудничества Голливуда и Пентагона: в одной из серий бондианы «Завтра не умрет никогда» (США, Великобритания, 1997) по требованию чиновников Пентагона была вырезана шутка о поражении США во Вьетнамской войне. После чего в работе над фильмом приняли участие представители Отдела по связям с индустрией развлечений Филипп Страуб, представитель проекта от Министерства обороны Чарльз Дэвис, технический консультант ВВС США полковник Брюс Гиллман. Они обеспечили для съемок военный персонал и технику с баз ВВС США в Европе, а также привлекли к съемкам английские фрегат «Вестминстер», части ВВС Британии и т.д.

Изменения в сценарий могут вноситься и небольшие, но зачастую речь идет об удалении тех сцен, в которых американские солдаты выглядят неприглядно, или добавлений сцен, в которых они изображены с лучшей стороны. Так, практически повсеместно убирают сцены жестокостей над пленными и трупами. Вы не увидите в кино кадров, как американские солдаты штыками выбивают у трупов японских военных золотые зубы изо рта.

Пентагон охотно поддерживает такие фильмы, как «Правдивая ложь» (реж. Дж. Кэмерон, 1994) , где представитель силового блока США совершает подвиги, спасая мир. Находят свою поддержку фильмы-катастрофы типа «Армагеддон» (1998), «Смерч» (1996) и «Послезавтра» (2004). Вся эта кинопродукция призвана создать у общества чувство тревожности и незащищенности и, одновременно, уверенности, что только армия в реальной жизни сможет защитить американского гражданина от всех напастей. Ту же функцию выполняют и фильмы про монстров, среди которых «Парк Юрского периода III» (2001) про геройства американской морской пехоты в борьбе с воскресшими динозаврами, и зомби-апокалипсисе «Я легенда» (2007) о подвигах подполковника медицинской службы американской армии. В кино про инопланетян все иначе. Если в фильмах власть, государство и военные побеждают, или, по крайней мере, ведут себя крайне достойно – фильмы получают поддержку: «Сфера» (2017), «Инопланетное сражение: Битва за Лос-Анджелес» (2011), «Трансформеры» (2007), «Морской бой» (2012), «Тихоокеанский рубеж» (2013). Если же в кино военные ведут себя слишком вольно, расхолаживающе, терпят поражение не в жесткой схватке, а попросту оттого, что не способны ни на что, такие фильмы поддержки не получают, как, например, не получил ее «День независимости» (1996), несмотря на всю готовность режиссеров вносить изменения в сценарий.

И все то, что мы видим сегодня, говорит, что Пентагон не только не изменил своему правилу действовать с кинопроизводителями аккуратно, но последовательно, и в соответствии с имеющимися политическими директивами, но и усилил эту работу.

Возьмем, к примеру, 2002 год, когда Россия поддержала США в войне с терроризмом, предоставила базы для ведения операций против талибов в Афганистане, дала разведывательную информацию и открыла двери своим союзникам. В ответ в США начали формировать образ доброй страны, пусть и со странностями, но все же не являющейся врагом США. Фильм «Цена страха» (2002), снятый по сюжету романа Тома Клэнси «Все страхи мира», получил поддержку Пентагона. О чем говорится в этом кино? О том, что некий сирийский крестьянин находит атомную бомбу, забытую израильтянами и продает ее за 400 долларов торговцу оружием. Через некоторое время бомба оказывается в руках австрийского неофашиста. В России президентом становится некий Александр Немеров, и обеспокоенный его жесткой политикой, президент США направляет в нашу страну для проверки программы по утилизации ядерного оружия аналитика Джека Райана. В это время в Арзамасе-16 пропадают физики ядерщики, которых, конечно же, похитил злой австрийский неофашист. Физики чинят атомную бомбу, их убивают, а бомбу на украинском сухогрузе (сегодня в кино такое и представить невозможно), перевозят в США в Балтимор, где устраивают атомный взрыв с целью убить президента США. Но аналитик Райан, конечно, спасает президента. Правда, после этого США принимает решение нанести ядерный удар по России, подозревая именно ее в организации взрыва. Россия готовится в свою очередь ответить ракетами. Сотрудник ЦРУ Райан находит доказательства, что взрыв устроил австрийский террорист. По секретной связи Пентагона он звонит президенту России, сообщает некие доказательства и просит не наносить ответный удар по Штатам. Российский президент в последний момент связывается с американским коллегой, и они решают подписать договор о сокращении ОМП. Террорист и его пособники ликвидированы совместной операцией ФСБ и ЦРУ.

Такая немудреная история, нисколько не учитывавшая реальность, в которой те же ЦРУ-шники последовательно в это же время поджигали Кавказ и спонсировали террористов, совершавших атаки на Россию. Тем не менее, Пентагон вложился в несколько эпизодов, связанных с действиями военных в ходе эвакуации больницы и т.д.

На протяжении нулевых «плохих» русских в фильмах можно было увидеть, в основном, в роли олигархов. Это «Превосходство Борна» (2004), где русский киллер Кирилл похищает документы ЦРУ, чтобы передать их нефтяному магнату Юрию Греткову, который совершает убийства по всему миру, или мафиози и преступников. Как, например, в фильме «Порок на экспорт» (2007), снятом киностудиями из США, Британии и Канады, где рассказывается об организации преступного бизнеса по торговле людьми из России зловещей «русской мафией». Иной раз режиссеры шли даже на изменение сценариев, чтобы «плохих русских» сделать не такими плохими. Так, в кинофильме «Турист» (2010) (американская версия французского триллера «Энтони Циммер» - в отечественном прокате «Неуловимый» (2005)) с Анджелиной Джоли и Джонни Деппом сюжет оригинала был поправлен таким образом, что главным злодеем стал не русский, а англичанин. Впрочем, плохой русский в этом фильме все же был – киллер Виргинский, которого сыграл Игорь Жижикин.

Сегодня мы подобного «либерализма» не увидим. К примеру, «Курск» (2018), сериал «Чернобыль» (2019) и другие подобные продукты сегодня формируют русофобские стереотипы, поскольку создают у зрителей ощущение, что русские не способны владеть высокими технологиями. Блокбастер «Топ Ган: Мэверик» (2022) и вовсе предлагает нам сценарий специальной операции, в ходе которой необходимо уничтожать российские ракеты земля-воздух, бомбить завод по обогащению урана и отбиваться от российских истребителей пятого поколения Су-57 в количестве целой эскадрильи (надо сказать, что в России на вооружении стоит всего 22 самолета этой сери, по данным журнала Military Watch). В общем, нет сомнения, на что именно намекают американские творцы грез – они говорят о грядущем военом столкновении с русскими.

На этом фоне все метания Филиппа Страуба, который курировал предыдущий «Топ Ган» (1986) – «Лучший стрелок» в отечественном прокате, выглядят даже как-то пристойно. А ведь там рассказывалось о том, что американские летчики-истребители наносят удар по советским летчикам с красными звездами на шлемах, которые всего лишь намеревались обеспечить безопасность своих границ от проникшего в их пределы разведывательного корабля ВМС США. Фильм с Томом Крузом в главной роли версии 2022 года идет, очевидно дальше, и говорит зрителям о допустимости бомбежек чужой территории, чужих заводов и уничтожении чужих аэродромов.

Вообще, пересмотр границ морально допустимого в Голливуде горячо приветствуется. Иной раз в самых примитивных поделках вроде комиксовых франшиз поднимаются вопросы, касающиеся современности и будущего в глобальном мире. Фильм «Первый мститель: Противостояние» (2016) поднимает не самые простые вопросы, в частности, о допустимости регулирования действия сверхлюдей. Обладатель сверхспособностей Капитан Америка не собирается подчиняться никаким международным правилам, поскольку для него на первом месте – интересы США. И в этой своей «праведной» ярости Стив Роджерс готов идти войной на весь мир, даже устроив побоище между сверхлюдьми. Правда, за всеми бедами тех, кто выступает за интересы Америки и тех, кто поддерживает международное право, вот парадокс – стоит Гельмут Земо, который возглавляет отряд Экзо-Скорпионз неведомой страны Заковия, в которой говорят и пишут по-русски. А прислуживает Земо Зимний солдат, которого в свое время вытащили советские военные, сделав из него идеальную убийцу. Очень философичное произведение получилось, которое подспудно задает контур «повестки», в которой США стоят над мировым правом, а противостоят всему цивилизованному миру некие злые силы из русскоязычной провинции.

«Первый мститель», кстати, был не первый и не последний фильм про супергероев, которому оказывал поддержку Пентагон. Практически всем фильмам киновселенной Marvel была оказана поддержка со стороны Министерства обороны США. То есть, военные повлияли практически на все сценарии этих кинопроизведений. Более того, Филипп Страуб лично курировал все этапы производства таких фильмов, как «Железный человек» (2008) и «Железный человек 2» (2010). И даже была зафиксирована серьезная ссора Страуба с режиссером Джоном Фавро.

А ведь, во всей вселенной Marvel источником мирового зла является именно Россия. То гениальный, но зловещий инженер Антон Ванко, то его не менее гениальный сын физик Иван Ванко пытаются нанести удары по Соединенным Штатам и Железному человеку, как олицетворению научной мощи и военной силы Америки. Занятно, что, после «Мстителей» (2008), «Железного человека 3» (2013) и «Первый мститель: другая война» (2014), Пентагон постепенно начал терять интерес к сотрудничеству с Marvel, а кинокомпания нашла себе нового спонсора в лице НАСА, так что фильм «Мстители: противостояние» (2016) снимался уже на этапе ухода Пентагона и появления нового спонсора, что, нельзя исключать, могло отразиться и на довольно таки сложном и философском, компромиссном сценарии ленты.

Кстати, любимыми голливудскими компаниями Пентагона стали Warner Bros (помощь оказана при съемках 38 фильмов), Paramount (34 фильма), 20th CenturyFox (27 ильмов), MGM (26 фильмов), Columbia Pictures и Universal Pictures (по19 фильмов) и Universal International (10 фильмов). На эти студии вместе приходится 53,56% всех фильмов, аттрибутированных на 2014 год как произведенных с поддержкой Миноброны США (173 из 323). Самыми любимыми актерами стали Джон Уэйн (12 фильмов), Артур Франц и Роберт Митчам (по 8 фильмов), Роберт Вагнер, Уильям Холден, Уорд Бонд и Ричард Джекель (по 7 фильмов), Шон Коннери и Харрисон Форд (по 5 фильмов), Брюс Уиллис (4 фильма) и Бен Аффлек (2 фильма.

Интересно, что Голливуд в последнее время минимизировал съемки о современных военных конфликтах, в которых участвуют американцы, а также свел к минимуму исторические фильмы о войне. Наиболее известные из фильмов последних десятилетий, основанных на реальных событиях – это «Падение черного ястреба» (2001), «Потерянный рейс» (2006), «Флаги наших отцов» (2006) и «Капитан Филлипс» (2013). В остальном, если затрагивается тема Второй мировой, то чаще всего в каком-нибудь фантастическом антураже. Фильмов о Вьетнаме после волны 80-х также практически не снимают. Современная война становится либо кино по разнарядке, как оскароносный «Повелитель бури» (2008) Кэтрин Бигелоу, либо представлена в виде откровенной фантастики, изначально дающей понять зрителю, что реальной основы у режиссерской фантазии просто нет.

Тем более интересным становится наблюдать за сотрудничеством между Пентагоном (и в настоящее время еще больше активизировались ЦРУ и Госдепартамент) с киностудиями. Так в результате взлома серверов концерна «Sony» просочилась информация о том, как силовые ведомства США курировали франшизу о Джеймс Бонде. А такие ленты как «Капитан Филлипс», «Социальная сеть» (2010), «Цель номер один» (2012), «Штурм Белого дома» (2013), «Инопланетное вторжение: Битва за Лос-Анджелес» (2011), «Солт» (2010) и многие другие не обошлись при вычитке сценария без цензоров-помощников из Пентагона.

Из последних фильмов, где русские представлены не с лучшей стороны следует упомянуть «Довод» (2020) Кристофера Нолана, где рассказывается о том, что некий олигарх Андрей Сатор, владеющий секретным оружием из будущего, намерен уничтожить весь мир. Противостоят ему, конечно же американские и британские спецслужбы, которым в совместной работе удается уничтожить зловредного русского.

Те же тенденции, что и для художественного кино, характерны и для документалистики. Как в случае с сериалом «Чернобыль», рассказывающим, что русским нельзя доверять ничего сложнее балалайки, фильм 2015 года «Русский дятел» Чеда Грасии рассказывает о причинах Чернобыльской катастрофы с точки зрения конспиролога. Якобы, некий Федор ведет расследование аварии и ее связи со строительством РЛС «Дуга» во времена холодной войны. Несмотря на предельно лживую подачу материалов, на кинофестивале в Санденсе лента получила гран-при. Еще два примера документальных фильмов о России: «Крайние меры» 2018 года и «Встреча с Трампом. От эмигранта до президента» CNN 2017 года анализируют роль «русского фактора» в победе Дональда Трампа на президентских выборах. В первом фильме говорится о вмешательстве русских в выборы. Во втором, о роли русской диаспоры в победе республиканца. Все эти фильмы уже не содержат никакого позитива по отношению к России, поскольку приходятся на период начала, как считается, новой холодной войны.

Еще труднее, чем в документальных фильмах и широкоформатном кино, найти не плохих русских в современных сериалах. «Очень странные дела» (2016) компании Netflix с третьего сезона знакомят нас со временами расцвета холодной войны и с огромным количеством кровожадных советских бандитов. В сериале того же Netflix «Космические силы» (2020) есть некий Юрий, наблюдатель от ВКС РФ, шпион и в целом нехороший человек. В Netflix-овском «Карточном домике» (2013 - …) хороших персонажей нет вообще, но российский президент по имени Виктор Петров представлен вовсе инфернальным и циничным злодеем. Встречаются в свежих сериалах порой и русские бандиты. Так, в сериале «Пацаны» (2019 - …) одновременно действуют плохие русские из местной мафии, плохие русские из России и американец, которого русские поймали и пытали, сделав из него плохого человека. В шпионском сериале 2022 года «С холода» рассказывается о бывшем агенте КГБ Дженни, которая была суперкиллером и убивала неугодных врагов. И, наконец, сериал «МакМафия» 2018 года от Netflix рассказывается о семье русских мафиози, отпрыск которых собирается «выйти из бизнеса», но у него ничего не получается… тем более, что русская мафия уже завладела не только всей экономикой Лондона, но и Чехии. Русские представлены в кино в виде инфернального, расистского зла, которое постоянно мешает жить своим соседям. А такое зло обычно уничтожают.

Собственно, творчество американской киноиндустрии последних лет – во многом можно считать подготовкой американского народа к тому, что впереди человечество и США ожидают крайне суровые испытания, и виноваты в том, что эти самые суровые испытания пришли, уже назначили русских.

Продолжение следует.


тэги
читайте также