Что определяет политическое сознание сегодня? Четкое сочетание отречения и надежды.
Когда его Бог приказал ему принести в жертву Исаака на горе Мориа, Авраам безоговорочно отрекся от своего сына, и тем не менее – так, по крайней мере, предполагает Кьеркегор в «Страхе и трепете» – где-то в глубине души он продолжал верить (вера, как мы знаем, является формой надежды), что Бог не заберет у него Исаака, хотя он отрекся уже от него раз и навсегда. Таким образом, в той экстремальной ситуации, в которой мы находимся, здравый рассудок не может не оставить в стороне проекты, планы и даже идею возможного счастливого политического сообщества людей, и все же в тот самый момент, когда мы от подобного отказываемся, именно тогда мы и должны надеяться на то, от чего приходится отказаться.
Отречение и надежда, идея и разочарование, Дон Кихот и Санчо Панса сходятся в одном, подтверждают и отрицают друг друга. Только надежда, которая, очистившись от ложной достоверности догм и идеологий, церквей и партий, всеми силами обратится к тому, что она только что объявила невозможным, сможет найти выход из осады фактов и, нанося удары по самым слабым местам господства, возможно, неожиданным образом снова может быть обретена. И как в городе и в публичной сфере, так и в сумерках частного существования можно верить и надеяться только на то счастье, от которого удалось отказаться.
Quodlibet, 10 октября 2023 г.