18 сентября, среда

Почему некоторые возвращаются

20 июня 2018 / 11:44
Политический публицист

С 14 июня 2018 года пресс-секретарем Главы Республики Карелия назначена Марина Кабатюк. Соответствующее распоряжение подписал руководитель региона Артур Парфенчиков.

За кратким сообщением, появившимся на официальном Интернет-портале Карелии, скрывается целая история. Казалось бы, ротация сотрудников губернаторской администрации представляет собой вполне заурядное дело. Однако у рассматриваемого назначения есть свои особенности.

Начнём с того, что Марина Кабатюк уже работала пресс-секретарём главы республики. Сразу после завершения губернаторской кампании-2017 она предпочла покинуть должность.

На пресс-секретарское место была приглашена Диана Василевич, до этого проживавшая в столице. За более чем полугодовой период Василевич не смогла выстроить конструктивные отношения с представителями регионального медийного сообщества. Практически для всех журналистов она так и осталась «варягом» и «чужой».

Теперь уже экс-пресс-секретарь предпочла сконцентрировать свои усилия на продвижении губернаторского имиджа в социальных сетях, что, однако, выражалось лишь в контроле за ротой троллей, которые в предельно комплиментарном ключе воспринимали каждый пост главы региона в ВК. При этом они не могли естественным образом вступать в непосредственную коммуникацию с жителями Петрозаводска и Карелии, которые сформировали внутренне «прозрачное» сообщество интересующихся общественно-политической тематикой. Подавляющее большинство заказных комментариев к постам губернатора оказывались нерелевантными к актуальной проблематике. Они, как правило, содержали ссылки на официальные документы и материалы, находящиеся за пределами внимания жителей республики.

Ещё одной отличительной чертой медиа-сферы, проявившейся в последние полгода, стоит считать оформление пространства региональных анонимных политических телеграм-каналов. Информация из них всё чаще попадает на новостные ленты республиканских информационных агентств и Интернет-изданий, хотя до настоящего времени редакции каналов довольствовались тем, что вышли на отметку в 300+, а это фактически и есть региональная VIP-аудитория, состоящая из лиц, принимающих политические решения. В карельских телеграм-каналах довольно часто появляются «эксклюзивы» и «пробросы», которые, следует отметить, почти всегда подтверждаются. Основная направленность – «инсайды», «сливы» и троллинг практически всей региональной политической элиты. Развитие анонимных политических каналов – симптом того, что во властно-общественном диалоге в республике с каждым днём ощущается вакуум сигналов, претендующих на то, чтобы называться пищей для размышления. Со стороны Василевич этот тренд был просто проигнорирован. Телеграм-канал Артура Парфенчикова был закрыт при первой же волне апрельских блокировок, инициированных Роскомнадзором.

Если же возвращаться к более значимым моментам, связанным с работой губернаторского пресс-секретаря, то, конечно, особого внимания заслуживает ситуация развития открытого конфликта Главы Карелии и республиканского Союза журналистов. Всё началось с того, что Артур Парфенчиков позволил себе публично высказать суждение, указывающее на обязанность каждой публикации местных журналистов отражать официальную позицию властей.

«В правилах вашей «журналистики» вначале публиковать некую статью, а потом обращаться за разъяснениями к главе республики? Знаете, в работе с московскими профессионалами от журналистики я привык к другому формату, – признался Парфенчиков. – И никто вас ни в чём не обвиняет. Есть лишь сожаление, что у нас реально очень мало действительно профессиональной и глубокой журналистики в республике. И это правда, наша отдельная беда».

По мнению председателя Союза журналистов Карелии Евгения Белянчикова, глава региона очевидным образом путает профессиональную и глубокую журналистику с профессиональной и глубокой пропагандой. «Профессиональная журналистика – это не та журналистика, которая освещает события, интересные органам исполнительной власти. Профессиональная журналистика освещает те события, которые интересны людям, – объяснил свою позицию Белянчиков. – Многие наши журналисты довольно-таки неплохо представляют себя на федеральном уровне. А вот профессиональных и подготовленных чиновников, которые адекватно реагируют на критику, у нас не хватает, это точно».

Начавшийся конфликт до сих пор никак не разрешился. Он активно обсуждается в медиа-сообществе, большинство представителей которого едины во мнении, что Парфенчикову, до «возвращения» в Карелии много лет проработавшему руководителем Федеральной службы судебных приставов России, довольно сложно привыкнуть к роли публичного политика, источником власти которого являются жители региона, а не назначивший его российский президент. Парфенчиков испытывает значительные сложности в понимании разницы между информационной открытостью региональных органов власти и публично-медийной средой политической конкуренции. Отсюда, кстати, и время от времени появляющиеся заявления губернатора о якобы отсутствии в регионе политических элит и, следовательно, межэлитных противоречий. Последние же представляются очевидными, в том числе с учётом развитой в Карелии системы неправительственных медиа.

В сложившихся обстоятельствах возвращение Марины Кабатюк на должность пресс-секретаря главы республики во многом представляется вынужденной мерой. Прибегнуть к ней губернаторскую администрацию подтолкнула крайне неблагоприятная динамика по практически всем направлениям медийного сопровождения. С учётом того, что в середине апреля Кабатюк была утверждена членом Общественной палаты Карелии и, значит, не собиралась возвращаться на госслужбу, даже факт её назначения был «отыгран» как свидетельство отсутствия продуманной кадровой политики у руководства региона.


тэги
читайте также