Первомай – это не возвращение «совка», а возвращение субъектности труда, которое только сейчас приобретает массовую форму.
Первомайские демонстрации, которые прошли в 1154 городах России были отмечены массовостью (более 2,5 миллиона человек в России и более 100 тысяч человек в Москве) и вовлеченностью людей в них участвовавших. Что меняется в отношении к празднику в обществе, тем более что все символы, лозунги, риторика и даже сам формат мероприятий остались прежними?
Феномен майских праздников не политический, а все более социальный. Причина новой популярности Первомая заключается в том, что существующая социально-экономическая система либерального капитализма в России не создала за текущие двадцать лет условий преодоления конфликта между трудом, управлением и капиталом, если не считать конечно таковыми инициативы по отмене трудового кодекса, не сформировала никакой общественной консолидирующей идеи.
До сих пор капитализм активного производил межличностное отчуждение, социальное расслоение и не смог предложить ничего кроме корпоративов, являющихся в свою очередь всего лишь частью технологий корпоративного контроля и повышения лояльности работников.
Да, общество еще не осознало Первомай как реальный инструмент борьбы за свои права, по-инерции он воспринимается как праздник, ведь в СССР Первомай превратился в политический ритуал, формальность, проблема трудовых прав была решена и не требовала борьбы. Именно сегодня массовая консолидация гражданского общества вновь приобретает актуальность. Первомай возвращается.
Но было бы серьезной ошибкой рассматривать Первомай в рамках противопоставления, например, рабочих и креативного класса («ватников» и «креаклов» в современной терминологии). Именно этого разделения и добивается либеральный капитализм, создающий ложные идентичности как основу своей власти. Первомай должен быть открыт для всех, потому что как только креативный класс поймет, что обманут и выброшен капитализмом, рассматривается им как еще один ресурс получения прибыли, то должен иметь возможность консолидации с обществом.
Первомай — это не возвращение «совка», а возвращение субъектности труда, которое только сейчас приобретает массовую форму.
Первомай может стать символом пробуждения общества от социальной недееспособности.
Перезагрузка майских праздников заключается не только в том что старые лозунги и символы зазвучали по-новому, а в постепенном переходе гражданского общества к давлению на капитал (ведь до сих пор давление обществу было предписано осуществлять только по отношению к государству), что жизненно необходимо для стабилизации социальной системы России.