Задача для фанатика.
На фоне надвигающейся угрозы технического дефолта США, который по разным оценкам может состояться уже в феврале, Федеральная резервная система (ФРС) сигнализирует участникам рынка о своих твердых намерениях доказать на практике потенциал мягкой монетарной политики в борьбе с финансовыми пузырями. Задача, надо сказать, титанического масштаба, учитывая весьма серьезно подорванное к ней доверие. Ни Алану Гринспену, ни ловко увернувшемуся Бену Бернанке на посту главы ФРС не удалось избежать возникновения пресловутых пузырей и последовавшего за ними финансового коллапса. В тоже время надо признать, что такая задача прямо поставлена перед фанатичной сторонницы монетарных смягчений, коей является новый председатель ФРС Джанет Йеллен.
Действительно, некоторое оживление официальной макроэкономической статистики США к концу ушедшего года (данные по ВВП, уровню безработицы и инфляции выглядели вполне оптимистично) создало повод для сокращения объемов ежемесячных закупок в рамках QE3 с 85 до 75 млрд долларов США в декабре и с 75 до 65 млрд в феврале. Но вместе с тем, Федеральный резерв уже не может рассчитывать на то, что груз стимулирования экономики возьмет на себяправительство США. Бюджетное стимулирование экономики парализовано отсутствием компромисса между республиканцами и демократами в Конгрессе США по всему комплексу финансовых вопросов, включая снижение гигантского государственного долга. Срок действия временного компромисса, позволяющего правительству США осуществлять внешние заимствования, завершается 7 февраля. Денег у кабинета министров останется предположительно до конца месяца, а за ним - непосредственная перспектива технического дефолта.
Другими словами как такового поля для маневра у ФРС уже нет. Стимулировать экономику кто-то должен, но и сокращение объемов закупок ценных бумаг также необходимо. Каким образом Джанет Йеллен собирается выйти из такого сложного положения, будем надеяться, станет известно, когда она впервые выступит в качестве главы ФРС перед Конгрессом США. Это произойдет 11 февраля в финансовом комитете Палаты представителей и 13 февраля в банковском комитете Сената. Но можно уже сейчас предположить, что она не станет делать резких движений, уводящих ФРС от умеренно мягкого монетарного курса, проложенного еще Бернанке. Йеллен вновь очередной раз призовет республиканцев и демократов найти устойчивый и долговременный компромисс. Тем более что к этому времени проблема внешних заимствований американского правительства встанет в полный рост. Но все же главное что она, скорее всего, постарается донести как до конгрессменов, так и для участников финансовых рынков, это демонстрация ее приверженности мягкому монетарному курсу. Уже само по себе такое заявление позволит оживить активность на финансовом рынке США. Ведь что сокращение ежемесячных объемов QE3 уже вызвало подорожание доллара США и, соответственно, привело к потерям для американских экспортеров.
Однако, как и прежде, по-настоящему судьба американских финансовых рынков будет все же зависеть от способности политиков США найти компромисс. В Вашингтоне в полной мере понимают, что временные, рамочные соглашения по госдолгу, бюджетно-финансовым реформам даже при монетарной подушке ФРС уже не в состоянии стабилизировать финансовое положение в стране. При этом следует понимать, что оптимистичные макроэкономические данные не только позволяют уменьшать ежемесячные объемы QE3, но и сокращают заинтересованность оппонентов в поиске взаимоприемлемых соглашений.
По крайней мере, этому явно не способствует обнародованный 4 февраля прогноз Бюджетного управления Конгресса США по макроэкономической ситуации в стране. В документе содержатся определенные оговорки и допущения, но он все равно воспринимается излишне оптимистично. Например, в тексте указывается: «При условии, что в законодательстве не будет изменений, способных повлиять на доходы или расходы бюджета, дефицит сократится в текущем финансовом году до 3% ВВП с 4,1% в прошлом году. В 2014/15 году показатель составит 2,6% ВВП». Но на таких изменениях настаивают как республиканцы, так и демократы. Соответственно эти цифры могут быть существенно скорректированы. Кроме того, в 2015 году прогнозируется возобновление роста бюджетного дефицита до своего пикового значения в 1,074 трлн долларов США (4% ВВП) в 2024-м. То есть в долгосрочной перспективе проблема бюджетного дефицита США лишь усугубится. Аналогичная тревожная динамика Бюджетным управлением Конгресса прогнозируется и в отношении государственного долга страны, который будет расти примерно по 1 трлн долларов США в год. То есть потолок госдолга придется повышать весьма изрядно, и это также затрудняет нахождение компромисса.
Но зато целевые показатели, на которые ориентирована ФРС в своей монетарной политике, находятся в приемлемом диапазоне и формально позволяют регулятору заниматься сокращениями объемов QE. Инфляция в США в 2014 году составит 1,7%, в 2015-м 2%, а уровень безработицы, соответственно, 6,8% и 6,5%. Мнение ФРС в данном случае можно охарактеризовать заявлением главы Федерального резервного банка (ФРБ) Ричмонда Джеффри Лэкера, который по сообщению агентства Bloomberg от 4 февраля подчеркнул: «Для приостановки процесса сворачивания стимулирования должно произойти что-то очень серьезное».
В целом это свидетельствует о том, что ФРС намерена свое внимание сосредоточить на борьбе с финансовыми пузырями, которые теперь уже (без поддержки правительства США) способны привести к краху американской экономики. Как недавно писала Bloomberg, проблема заключается в том, что большинство инструментов для решения этих задач, в том числе ужесточение требований к капитализации банков и увеличение первоначального взноса по ипотеке, в США слабо опробованы. Пока же американским финансовым властям остается лишь заниматься призывами, адресованным банкам и крупным хедж-фондам, отказаться от рискованных инвестиций. Так, в конце января ФРС и Федеральная корпорация по страхованию вкладов (ФКСВ) предупредили финансовых игроков об опасности возникновения нового пузыря на долговом рынке для компаний с «мусорным» кредитным рейтингом. Понятно, что участникам финансовых рынков не составит особого труда обойти любые усилия регуляторов. Но главная проблема Йеллен состоит в другом: найти возможность обойти новые финансовые потрясения, сохраняя достаточное стимулирование экономики. Только таким образом она сможет подтвердить действенность мягкой монетарной политики и опровергнуть доводы скептиков.