Как ни крути, а в энергетических проблемах Крымского полуострова виновата Украина. Как бы Киев ни пытался отнекиваться и отбояриваться от ответственности.
Как ни крути, а в энергетических проблемах Крымского полуострова виновата Украина. И как бы Киев ни пытался отнекиваться и отбояриваться от ответственности, приводя объективные причины — а они до определенной степени именно таковы, правда, сформировавшиеся в силу субъективных обстоятельств, — реальность неумолимо указывает пальцем на нынешние украинские власти. Для понимания ситуации достаточно совершить небольшой экскурс в недавнюю историю Незалежной.
Начало «конца света» для Крыма было положено еще в период завершения 2013 года.
Тогда президент Виктор Янукович объявил о приостановке (не отказе!) процесса подписания соглашения об ассоциации с Евросоюзом. Это событие не возлагает вину за нынешние энергетические неудобства крымчан на бывшего главу государства. Но оно дало толчок всем последовавшим за ним событиям. И вот уже бушует страстями Майдан (не будем уже напоминать, кто определял его деятельность и направленность, хотя это были Вашингтон и Брюссель). Затем, наплевав на февральские договоренности уже 2014 года, заключенные при посредничестве, в том числе Запада, на Украине совершается государственный переворот. К власти майдановским мутным течение выносит нынешних путчистов, которые открыто и резко начинают проводить прозападную политику радикального отрыва от России.
Энтузиазма им в этом добавили мартовские исторические события на Крымском полуострове. Его население практически единогласно высказалось на референдуме за независимость и воссоединение с Россией. Киев при поддержке Запада объявил территорию полуострова оккупированной зоной, стал чинить еще тогда всяческие препоны на пути мирного существования крымчан — это и перекрытие водоснабжения, и отключения подачи электроэнергии (еще тогда!), и другие козни и пакости…
Продолжаем путь по цепочке событий.
Надо отметить, что новоиспеченные властители, естественно, сразу же повели антироссийское наступление по самой больной для Украины теме — отношения с Москвой в газовой сфере.
Они требуют возврата утраченных ими же самими льгот (в том числе, и в связи с превращением Автономной республики Крым в составе Украины в Крымский федеральный округ в составе Российской Федерации) за российский газ, отказываются гасить многомиллиардные долларовые долги «Газпрому» за уже полученное «голубое топливо». Более того, Киев направляет иск в Стокгольмский арбитражный суд, надеясь, что в условиях безоговорочной поддержки США и ЕС будет принято антироссийское решение. Однако просчитались. Европе нужно российское топливо, там не хотят повторения пройденного (когда не так давно Украина приворовывала газ из транзитной трубы, и европейцам не понравилось испытывать зимой соответствующие неудобства). При посредничестве ЕС и благожелательной позиции России (все же дали льготную цену, но не ту, которая была) заключено временное (на несколько месяцев) соглашение. Но время было упущено, реверс из европейских стран серьезно не помог, а потому резерва газа пока не достаточно как для населения, так и для промпредприятий, в том числе вырабатывающих электроэнергию.
Но ведь есть же уголь, и Украины еще недавно была ведущим в Европе экспортером этого вида топлива! Вот только он вроде бы есть, а по факту его как бы и нет. Дело в том, что киевские путчисты затеяли силовую операцию на Юго-Востоке Украины, на Донбассе, стремясь усмирить там население, которое пожелало жить в стране с большими, чем сейчас, правами, призвало к федерализации. Результат — многие шахты прекратили работу, а добытый уголь невозможно доставить в другие районы страны, так как силовики порвали паутину железнодорожных сетей. Да и покупать у «сепаратистов» топливо Киев принципиально не желает. А с экспортом пока сплошные проблемы — это и очень дорого, и не так быстро.
Итогом цепочки событий, указанных выше, и стал, в том числе, нынешний дефицит энергоресурсов, включая электроэнергию, на всей украинской территории.
А отсюда и веерные отключения потребителей, в том числе и Крыма, как будто он является по-прежнему автономной республикой. Не исключено, что этим Киев еще раз хочет подчеркнуть, что не признает состоявшегося по всем нормам международного права отделения Крыма от Незалежной. Таким образом, вереница связанных между собой событий неумолимо указывает на украинские власти как на ответственную за энергопроблемы полуострова сторону. Кажется, логично… И вряд ли глава Крыма Сергей Аксенов случайно выбрал именно такие характеристики происходящему: «Вражеские диверсии не прекращаются».
Что касается Москвы, то она, естественно, не может не помочь населению одного из субъектов Российской Федерации. Как сообщил на днях вице-премьер РФ Дмитрий Козак, идут переговоры, результатом которых станет контракт об экспорте электроэнергии на Украину, «составной частью которого является обеспечение надежности энергообеспечения Крыма». По его словам, «со следующей недели мы будем уже работать в режиме этого контракта».