В связи с прошедшим традиционным майским ивентом чиновники стали все больше рассуждать о музеях. Министр культуры Мединский на парламентском часе рассказал об ажиотаже.
По его словам, посещаемость музеев с 2012 года возросла на 41%. Спикер Совфеда Валентина Матвиенко и вовсе заявила, что россияне давно не ходят в музеи — они в них живут.
Между тем, согласно опросу "Левада-центра", 11% граждан ни разу не были в музее. А 52%, о ужас, последний раз были там больше двух лет назад. 11%, конечно, странный показатель. У нас ведь среднее образование обязательное, а школьников обычно водят на экскурсии. Впрочем, всегда можно заболеть или "потеряться" по дороге.
В шестом классе меня и пару ребят за такой трюк чуть поездки в Польшу не лишили, где тоже, понятно, одни экскурсии — по замкам и соборам. Кто-то скажет, что нельзя сравнивать детскую лень и безалаберность с реальной обездоленностью каких-нибудь детишек из Териберки. Так что, эти 11% — какие-то маугли, страшные зверолюди, не получившие важнейшей прививки? Как так вышло, что в музеях опрошенные не были никогда?
Интереснее другое. Вроде как именно на 52%, которые были в там больше двух лет назад, рассчитаны такие пиар-мероприятия, как Ночь музеев. Ведомства и частные институции лезут из кожи вон, чтобы затащить граждан в музей, показать им, что это круто, модно, волшебно и вообще — приключение. Почти как ночевка у подружки с дракой подушками.
Для многих музеев такая работа является рутинной. Некоторые существуют не столько в режиме научных изысканий, сколько в режиме медиасобытий. Как еще можно воспринимать Ельцин-центр или Еврейский музей и центр толерантности? Мы постоянно слышим о них в новостях. Наверняка и в первом, и во втором есть множество интересных экспонатов, с ними ведется какая-то важная и нужная работа, но все-таки главным образом это культурные и образовательные площадки. Где можно показать школьникам инсталляцию-презентацию, а также развлечь их интересным интерактивом. Да что там школьники! Я своими ушами слышал, как радиоведущий и профессор НИУ ВШЭ Сергей Медведев предлагал слушателям передачи купить дешевые авиабилеты и слетать на пару дней в Екатеринбург — специально ради посещения Ельцин-центра!
Интеллигенты летают в Екатеринбург посмотреть фотографии, документы и интерактивные инсталляции, а простые русские люди встают в очередь на выставку Серова. Это ведь не шутки. В 2016 году полмиллиона человек часами стояли на морозе для того, чтобы поразглядывать портреты русских помещиков и промышленников: костюмы, мебель, оттенки, тени, пластика, мимика. Чтобы через 10-30 лет сказать: и я, я тоже там был, стоял в очереди на Серова.
Я, похоже, принадлежу к тем 52%, которые в музеи ходят по случаю. И от их лица могу выразить недоумение по поводу всего этого бума. Ладно, вынесем за скобки художественные выставки. У половины российских граждан вполне может быть тонкий художественный вкус, который заставляет их переживать нечто особенное именно перед оригинальным портретом промышленника, а не перед фотографией в альбоме или интернете.
Еще в музеях бывают выставки современного искусства. Туда, по идее, нужно идти, потому что часть вещей вне этой выставки не существует. Куратор там все особым образом разложит, расставит, завесит. Художник проведет акцию. То есть вроде бы важно именно время, место, событие. И в этом смысле присутствие зрителя желательно. Но это развлечение для пары сотен человек в Москве. Оно не связано напрямую именно с музеями. Может и в галерее проходить. Или еще в каком-нибудь Сахаровском центре.
А музей — это кости динозавров, глиняные таблички, комната Маяковского, фреска с Вергилием в Благовещенском соборе, вазоны, пилоны.
Вот зачем это? Если тебе интересна история, техника, палеонтология или живопись, ты в первую очередь читаешь на эту тему книги, статьи, ну или хотя бы странички в "Википедии". Учишься, общаешься с компетентными людьми. Так это устроено. И в какой-то момент тебе может потребоваться увидеть оригинал произведения. Может, ученым стал, исследование проводишь. Может, просто для себя что-то выясняешь.
А с этими музеями выходит так, что огромному числу людей интересно примерно все: и Джотто, и Рафаэль, и Кандинский, и Пермский, и Юрский, и Меловой, и шапка Мономаха, и камзолы разные, тиары, митры, ножнички для ногтей. Это просто какие-то люди Возрождения, эллины.