27 апреля, суббота

Никто не обещал нам, что будет легко

05 июля 2013 / 21:37
писатель, публицист

Вопрос одновременно простой и сложный.

Марина Юденич, писатель, публицист, доверенное лицо Владимира Путина рассказывает о том, какие изменения произошли в стране за год после инаугурации Путина, а также перечисляет новые угрозы и вызовы, стоящие перед страной.

ТАСС-Аналитика: Какие изменения произошли во внутренней и внешней политике страны за год, прошедший после возвращения Владимира Путина на пост главы государства?

М. Юденич: Вопрос одновременно простой и сложный. Простой, потому что основные направления этих изменений были сформулированы самим Президентом в серии так называемых «майских указов», подписанных сразу после инаугурации. Сложный, потому что эти указы предусматривали серьёзные масштабные преобразования и подробно анализировать их в этом интервью весьма проблематично. К тому же, на «прямой линии» 25 апреля Путин признался, что сознательно «завысил планку», потому говорить о каких-либо системных итогах, на мой взгляд, пока рано.

И, тем не менее, попытаюсь обозначить то, что лежит на поверхности и не требует сложных аналитических построений.

Во-первых, это рост реальных доходов граждан России. Не стремительный, решающий сходу все проблемы граждан. Но на это ведь никто и рассчитывал всерьёз, не обещал и ожидал.

Тем не менее, только два показателя - пенсия по старости впервые в России превысила рубеж 10 000 рублей, а материнский капитал увеличился за счёт дополнительных выплат за рождение третьего ребёнка - говорят о многом. Не знаю, насколько это соответствует серьёзным экономическим теориям, но, на мой взгляд, - то, как государство относится к своим старикам и своим детям - есть показатель и в определённом смысле залог успешности этого государства. Ну и нравственности общества, разумеется.

Во-вторых, это позитивные изменения условий ведения бизнеса, особенно, среднего и малого. И снова - кому-то наверняка покажется, что эти изменения могли быть более интенсивными, кто-то из предпринимателей наверняка ещё не ощутил их вовсе. Но тенденция, дающая человеку, желающему заниматься собственным делом, возможность работать спокойно, не просто наметилась, но и крепнет.

Однако именно попытка решить эту проблему на системном государственном уровне обнажила и глубинные рифы, на которые наша экономика «налетает» уже не первый раз

Один из самых больших рифов – это кредитно-денежная политика. Отсутствие гибкости последней, неумение - и нежелание - финансистов быстро и адекватно реагировать на изменение экономической ситуации оборачивается порой очень тяжкими последствиями, особенно для тех, кто только делает первые шаги в бизнесе.

ТАСС-Аналитика: А если от бизнеса - к политике?

М. Юденич: Тогда - в-третьих, это укрепление и совершенствование властной вертикали. Вот здесь, напротив, государство продемонстрировало изрядную гибкость, позволив регионам самостоятельно решать вопросы избрания или назначения глав субъектов Федерации.

В-четвёртых, борьба с коррупцией из стадии общих призывов, законодательных новаций и «посадок» мелких жуликов перешла в системную деятельность правоохранителей, которые последовательно разматывают коррупционные «клубки», начиная с рядовых исполнителей и заканчивая теми, кто стоял у основания многомиллиардных хищений и прикрывал их тенью своих погон и регалий. Страна, кажется, начинает верить в то, что для закона нет неприкасаемых. Именно начинает. Только начинает. И поэтому очень важно не затоптать ростки этой веры.

В-пятых, серьёзные ошибки, которые были допущены прошлым руководством вооруженных сил, исправляются, причём, в этом случае - довольно стремительно. В российской армии воссозданы уникальные структуры, в том числе, связанные с военной разведкой, которые были практически ликвидированы. Буквально на днях были воссозданы Таманская и Кантемировская дивизии, переформирование которых в бригады ранее вызвало бурю возмущения среди военных. На основе военных заказов возрождаются предприятия ВПК, ещё недавно лежащие почти в руинах.

В-шестых, на внешнеполитической арене Россия продолжила политику независимости и отстаивания своих геополитических интересов, невзирая на то, в противоречие с интересами каких мировых держав они вступают. Страна перестала обращать внимание на упреки и угрозы, которыми по привычке нас ещё пытаются загнать в недавнее прошлое, в 90-е годы, когда наша великая держава почти утратила свои позиции мирового лидера.

ТАСС-Аналитика: Насколько в целом был успешен для страны этот первый год третьего президентского срока Путина?

М. Юденич: На этот вопрос я отвечу коротко - в целом, успешен. Основные позиции этого успеха я перечислила выше. Но, разумеется, многое ещё далеко до совершенства

Мы должны понимать, что живём в условиях жесточайшего мирового экономического кризиса, что огромная вязкая масса чиновников, казнокрадов, бюрократов и просто лентяев, пригревшихся в государственных креслах, всеми силами тормозят реформы и делают всё, чтобы начинания из центра не доходили до их конкретного адресата - народа России, притом в самых дальних её уголках.

Мы должны понимать, что существуют силы, которые вполне сознательно работают на тех самых наших геополитических оппонентов, которые делают всё возможное для того, чтобы Россия не вернулась на свои прежние позиции в мире.

Мы должны понимать, что в стране довольно много людей, недовольных теми или иными действиями властей (и даже действиями тех самых чиновников, забронзовевших в своих кабинетах), и это недовольство пытаются конвертировать в массовый общественный протест. Пока безуспешно. Но сбрасывать со счетов эти попытки, а главное, - те обстоятельства, которые порождают недовольство людей, ни в коем случае нельзя.

ТАСС-Аналитика: Какой должна быть идеология третьего президентского срока Путина? Сформирована ли уже такая идеология, если да, то каковы ее основные положения?

М. Юденич: Этому вопросу уже очень много лет. С момента развала СССР вопрос о государственной идеологии (одновременно с вопросом её необходимости) открыт и никто - по крайней мере, из известных мне политиков и идеологов - не сумел сформулировать ответ на него в полном объёме.

В то же время, я считаю, что это едва ли не основной вопрос нашего дальнейшего развития, потому что Россия - страна действительно особой ментальности, где духовное всегда доминировало над материальным и крушение существующей идеологической доктрины оборачивалось фатальными последствиям

Идея «православия, самодержавия, народности», разумеется, имела массу изъянов, а сегодня так и вовсе кажется наследием феодализма, но именно крушение этой идеи во многом обусловило смуту 1917 года.

Я часто спрашиваю себя: почему хорошо обученная, обстрелянная на фронтах Первой Мировой войны армия не смогла противостоять горстке бунтарей? И, кажется, знаю ответ. Стойкая убеждённость в том, что воюют «за веру, царя и отечество» рассыпалась в прах, воевать народу стало не за кого.

Коммунистическая идеология, пришедшая на замену самодержавной, тоже грешила изъянами, перечислять которые нет необходимости, сказано и написано по этому поводу уже очень много. И, тем не менее, эта идеология смогла снова сплотить народ и во многом способствовала его военным и экономическим успехам.

Отказ - почти добровольный - КПСС от своей идеологии, сыграл роль того же стержня, который стремительно извлекли из общественного сознания, поэтому участь СССР была предрешена.

Я не экономист и не социолог, но с моей - исключительно пропагандистской точки зрения - Россия не та страна, которая может долго существовать без внятной национальной идеологии. Сформулировать её мы просто обязаны.

ТАСС-Аналитика: Насколько эффективной за этот год оказалась работа Правительства под руководством Дмитрия Медведева?

М. Юденич: Мне трудно дать такую оценку, поскольку - повторюсь - я не экономист, а деятельность правительства лежит в основном в плоскости именно экономической и социальной. За исключением МИДа и силовых ведомств, но о них я уже говорила выше.

Могу ориентироваться только на то, что говорит по этому поводу президент страны. Насколько я понимаю, деятельностью правительства он доволен не вполне, но справедливо полагает, что у кабинета было ещё слишком мало времени, чтобы продемонстрировать свои возможности в полном объёме. Что ж, подождём.

ТАСС-Аналитика: Что вам, как доверенному лицу Владимира Путина, удалось сделать за год, прошедший после его возвращения на пост главы государства?

М. Юденич: За время прошлогодней президентской предвыборной кампании вокруг избирательного штаба Владимира Путина сложилось довольно сплочённое и плодотворное сообщество единомышленников, способных с одной стороны донести до сведения Путина информацию из самых разных отраслей общественной жизни, притом сделать это квалифицированно, потому как именно в этих отраслях каждый из доверенных лиц состоялся как профессионал и как личность, с другой - донести позицию самого Путина до наших целевых аудиторий, притом формулируя её на языке, понятном и принятом именно в этой аудитории.

Результатом этой работы стало предложение В.В. Путина «не расходиться», а продолжить работу в качестве независимого и разностороннего экспертного сообщества при Президенте. Мы не разошлись, и я просто продолжила работать со своей целевой аудиторией, в основном в социальных сетях.

Скажу откровенно - это не самая дружественная Путину аудитория. «Революции» - как теперь знают многие - в основном происходят именно в виртуальном мире, а проще говоря, в фантазиях пользователей твиттера и фейсбука, которые рассказывают друг другу о «многомиллионных митингах» и «скором крахе режима». И это лишний раз убеждает меня в том, что исполнение «майских указов» президента потребует от всех нас не только работы, но и борьбы. Впрочем, никто ведь и не обещал нам, что будет легко.

Потому особенно радует то, что вокруг моих блогов в Сети собирается довольно много людей, настроенных позитивно, людей, любящих Россию и желающих ей добра. Нет, они не славословят Гаранта и довольно часто и весьма резко пишут о тех проблемах, которые наблюдают, но они настроены решать эти проблемы вместе с действующей властью и - если надо - подсказывать ей, на что именно стоит обратить внимание. И число этих людей растёт постоянно.

Интервью взял Максим Жаров
 

Материал подготовлен Центром политического анализа для сайта ТАСС-Аналитика