21 ноября, четверг

На крыльях памяти

28 июля 2015 / 12:05
военный обозреватель ТАСС

В Якутске приземлились два самолета «Дуглас» С-47, выпушенные в годы Второй мировой войны и совершающие сейчас исторический перелет по маршруту «Аляска-Сибирь-2015».

Перед этим они, несмотря на неблагоприятные погодные условия, совершили двенадцатичасовой перелет через Берингов пролив из города Фэрбенкс на Аляске в чукотский Анадырь. Дальше их путь лежит через Якутск, Олекминск, Киренск, Усть-Илим, Красноярск, Новосибирск, Тюмень, Ярославль и до Москвы. Историческая акция, которую инициировало «Русское авиационное общество» («Русавиа»), посвящена 70-летию Победы нашей страны в Великой Отечественной войне и той большой помощи, которую оказали нашему народу государства антигитлеровской коалиции, в том числе и США, поставляя по ленд-лизу сражающейся Красной армии. Во всех городах, где приземляются самолеты, их ждет теплый прием, встречи с местными жителями и ветеранами-фронтовиками, рассказы о подвигах летчиков, которые перегоняли американские самолеты на фронты Великой Отечественной.

Накануне перелета в здании ТАСС на Тверском бульваре Москвы прошла пресс-конференция, посвященная первому в своем роде и потому уникальному российско-американскому проекту «Аляска-Сибирь-2015», перелету российских и американских пилотов по маршруту, проложенному в годы Великой Отечественной для поставок по ленд-лизу в СССР американских боевых самолетов. В ней приняли участие генеральный директор «Российского авиационного общества» Сергей Баранов, посол по особым поручениям МИД России Владимир Винокуров, посол США в России Джон Теффт, дважды Герой Советского Союза летчик-космонавт Алексей Леонов, Герой России бывший главнокомандующий ВВС страны генерал армии Петр Дейнекин, начальник управления культуры Минобороны России Антон Губанков и директор Центрального музея Вооруженных сил России Александр Никонов.

Столь широкое присутствие известных людей, представляющих самые разные сферы российско-американского сотрудничества, отягощенного, особенно в сегодняшние дни, взаимными претензиями Москвы и Вашингтона, свидетельствовало о том, что тема, которая их объединила, имеет огромное значение для обеих стран и их общественности. И это действительно так. Ведь проект «Аляска-Сибирь-2015» напоминает нам всем не только о событиях Великой Отечественной войны, 70-летие окончания которой мы отметили в мае нынешнего года, но и о немеркнущей исторической памяти о той неоценимой помощи, которую в рамках антигитлеровской коалиции оказало сражающемуся с фашистской агрессией Советскому Союзу и его Красной Армии правительство Соединенных Штатов Америки. Оно тогда приняло закон о ленд-лизе и поставило нашей стране крайне необходимую ей тогда боевую технику и вооружения, боеприпасы, стратегическое сырье, заводское оборудование, продукты питания и другие имущество, которые сыграли серьезную помощь в достижении нашей победы над сильным и до того неодолимым врагом.

В частности, за период с 1941 по 1945 год по ленд-лизу было поставлено в СССР 18297 самолетов. Из них только из США — 14126 (9681 истребитель, 3632 бомбардировщика и 813 прочих типов). Если учесть, что в первые дни войны наша армия потеряла 1200 летательных аппаратов, то можно понять, что эти поставки были бесконечно важны для отечественных ВВС, воюющих в первые годы войны с технически превосходящим их противником. И хотя за всю Великую Отечественную наша промышленность произвела более 96 тысяч самолетов различных типов (точнее 96520 -авт), в 1941–1942 году, когда наши заводы переезжали с европейской части страны за Волгу, в Сибирь и на Урал, практически на голом месте налаживалась их работа, американская помощь была крайне актуальной. Летчик-космонавт Алексей Леонов вспоминал, что в первые дни войны руководителю нашей страны Иосифу Сталину позвонил президент США Франклин Делано Рузвельт.
— Чем мы можем помочь, — спросил он?
— Нам нужны автомобили и самолеты, — ответил Сталин.

И в Советский Союз полетели не только «Кобры», «Дугласы», «Митчеллы» и «Бостоны», но и пошли знаменитые сегодня «Студебеккеры», на которых размещались пусковые установки легендарных «катюш», а еще не менее знаменитые джипы. Автомобилей, вспоминал космонавт, нам было поставлено почти 600 тысяч. В то время, как отечественная промышленность сумела выпустить их за годы войны только 40 тысяч.

Мы не переоцениваем эту помощь, говорили участники конференции, но забывать о ней тоже нельзя. Невозможно не испытывать чувства благодарности за нее. Не помнить о ней. Без этих поставок мы бы отмечали День Победы не 9 мая 1945 года, а, не исключено, гораздо позже.

Но самолеты, автомобили и прочее имущество надо было не только пообещать, произвести и выделить для поставок в воюющую Россию, но и доставить из-за океана на территорию Советского Союза. Морские конвои, которые шли через Атлантику в Великобританию, а оттуда северными морями в Мурманск и Архангельск, часто атаковали гитлеровские самолеты и подводные лодки. Гибли суда и люди, шла на дно драгоценная техника, и надо было искать другой путь. Более безопасный. Одним из них и стал воздушный мост по трассе Аляска-Сибирь или АлСиб, как его тогда называли. Он начинался в городе Грейт-Фолс, штат Монтана (США), шел по территории Северной Америки над Канадой, заканчивался в городе Фэрбенкс на Аляске, а потом оттуда через Берингов пролив, центральные районы Чукотки, Якутии пролегал до Красноярска. Из Сибири американские самолеты отправлялись дальше в европейскую часть страны, на фронт.

И хотя путь этот был более безопасен с точки зрения встречи с вооруженным противником, он не был очень простым и легким. Даже наоборот. Летчики летали, как рассказывал генерал Дейнекин, в страшные морозы, доходившие до 60 градусов, а кабины пилотов не были оборудованы теплозащитой, у экипажей замерзали не только руки и ноги, но даже глаза. Кроме того, требовалось строить и реконструировать аэродромы в краю вечной мерзлоты, ставить вдоль трассы узлы связи, радионавигации и метеорологические станции. Запасаться горючим, так как на безлюдных просторах Якутии, особенно при вынужденных посадках зимой, рассчитывать на какую-либо помощь было бессмысленно. Ее не мог оказать никто. 133 машины потеряли ВВС США на своем участке трассы перегона, на советском участке произошло 279 летных происшествий. Из них 39 катастроф, 49 аварий, 131 поломка и 60 вынужденных посадок. Потери среди пилотов составили 205 человек.

По трассе, общей длиной в 14 тысяч километров (от Фэрбенкса до Красноярска — 6400 км, а затем до Москвы и фронтовых аэродромов, а том числе и по территории США и Канады еще 4800 км), летали не только боевые самолеты, но и транспортные. Везли особо ценные грузы, дипломатическую почту, дипломатов, высокопоставленных государственных деятелей. В частности послов СССР в США Максима Литвинова и Андрей Громыко, вице-президента США Генри Уоллеса.

Этот путь в честь 70-летия Победы на самолетах Второй мировой войны решили повторить российские и американские энтузиасты. Организаторами проекта «Аляска-Сибирь-2015» стали Ассоциация «Авиационно-историческое общество «Аляска-Сибирь-2015» («АлСиб-2015»), «Русское авиационное общество» («Русавиа»), Международная компания Wargaming, американская некоммерческая организация Фонд BRAVO 369. Как заявил директор ассоциации «АлСиб-2015"Сергей Баранов, «наша инициатива направлена на закрепление в исторической памяти одного из самых ярких примеров сотрудничества между странами антигитлеровской коалиции в годы Великой Отечественной войны, отдание долга мужеству и героизму его участникам».

28 сентября 2013 года «Русское авиационное общество» и организация BRAVO 369 Flight Foundation подписали в городе Беллингхеме, штат Вашингтон Меморандум об участии в совместном проекте, посвященном самому масштабному событию советско-американского сотрудничества в рамках ленд-лиза в годы Второй мировой войны — перегонке боевых самолетов из США до Красноярска по маршруту, известному, как «АлСиб». Перелет поддержали все заинтересованные стороны России и США. Его начали 17 июля и планируют завершить 25 августа. Он разделен на два этапа. Американский и канадский на исторических истребителях Белл Р-39 «Аэрокобра» и Белл Р-63 «Кингкобра» — через Грейт-Фолс, Эдмонтон, Фэрбенкс и Хом. И российский — на военно-транспортных «Дуглас». По маршруту Фэрбенкс-Уэлькаль-Анадырь-Оймякон-Якутск-Братск-Красноярск-Новосибирск-Тюмень-Ярославль-Москва. Завершить его предполагается на международной авиакосмической выставке МАКС-2015, которая открывается 25 августа в подмосковном Жуковском.

Причем, два самолета «Дуглас» куплены российскими энтузиастами у американских коллекционеров за собственные деньги. На одном из них красуется имя летчика-космонавта Алексея Леонова, который летом нынешнего года вместе с американскими коллегами и со всей заинтересованной общественностью отметил 40-летие космического полета «Союз-Аполлон». На втором — имя маршала авиации Евгения Логинова, который был министром гражданской авиации СССР, а в годы Великой Отечественной командовал дальней бомбардировочной авиацией, бомбившей, в частности, нефтеперерабатывающие заводы в Румынии, снабжавшие топливом фашистскую авиацию. Ведут «Дугласы» российские летчики Валентин Лаврентьев и Александр Рябинин, а ассистируют им американские. Механики — тоже граждане США. Правда, только до Красноярска. Дальше полетят только отечественные экипажи.

При этом у них тоже, как в годы Великой Отечественной, на самолетах нет радиолокатора, теплоизоляционных кабин, даже кислородного оборудования. Поэтому лететь им приходится на сравнительно небольших высотах, около трех тысяч метров над уровнем моря, а самые высокие горы на маршруте не превышают двух тысяч двухсот метров. И только в хорошую погоду, когда видимость в небе, как говорят летчики, «миллион на миллион». А еще везти с собой в кабинах бочки с топливом, так как на маршруте в случае непредвиденных посадок, а расстояния между запланированными аэродромами составляет более полутора тысяч километров, их не обязательно будут ждать автомобили с запасами горючего. Чукотка и Якутия, конечно же, после Великой Отечественной обзавелись многими аэродромами, но, как заметил генерал армии Петр Дейнекин, не все из них в таком состоянии, чтобы обеспечить перелету абсолютно беспроблемный путь. Хотя военное ведомство обещало сделать для этого все возможное.

После окончания выставки МАКС-2015, где «Дугласы» будут находится на стоянке и, не исключено, примут участие в показательных полетах, самолеты безвозмездно передадут Центральному музею Вооруженных сил России. Точнее, его филиалу, который создается в парке «Патриот», на военном аэродроме в подмосковной Кубинке. Там их разместят в отапливаемых ангарах, а во время мероприятий вроде «Армия-2015» планируют поднимать в воздух, катать всех желающих.

Давайте пожелаем нашим и американским пилотам чистого неба, летной погоды и безаварийного перелета. Их инициатива, память о немеркнущей победе во Второй мировой войне и о сотрудничестве между Россией и США во имя великой цели — разгрома гитлеровской Германии всегда будет примером для нынешних и будущих поколений в умении преодолевать сиюминутные разногласия для достижения общих целей — борьбы с новыми мировыми угрозами и вызовами. В том числе и с международным терроризмом. Методы народной дипломатии, а проект «Аляска-Сибирь-2015» как раз относится именно к ним, должны еще раз напомнить сильным мира сего, что у человечества есть задачи поважнее, чем раздувание панических страхов о несуществующей военной угрозе. Например, со стороны России.


тэги
читайте также