28 апреля, воскресенье

Методы пропаганды в контексте СВО

02 июня 2024 / 16:06
историк, политолог, генеральный директор Центра политического анализа, доцент Финансового университета при Правительстве России

Почти сто лет назад в Америке впервые начали профессионально исследовать искусство пропаганды. Сегодня мы видим, как американские советы, нисколько не устарев, пользуются спросом на «российском направлении» украинского агитпропа.

Центр политического анализа и социальных исследований продолжает публикацию просветительского курса лекций политолога, доцента Финансового Университета при Правительстве России Павла Данилина.

Курс разработан в рамках реализации проекта «Противодействие деструктивным информационным воздействиям на сознание современной молодежи», признанного победителем конкурса грантов Мэра Москвы для социально ориентированных некоммерческих организаций в 2023 году.

Одна из лучших работ по пропаганде принадлежит перу Элизабет Брайант Ли и Альфреда АккКлунга. Их книга «Искусство пропаганды» вышла в 1939 году и по сей день не утратила актуальности. Однако мало кто знает, что эта работа была подготовлена в рамках деятельности Института анализа пропаганды (Institute for Propaganda Analysis, IPA) – организации энтузиастов из Гарварда (Киртли Мэзер) и Колумбийского университета (Клайд Миллер) на деньги филантропа и владельца сети универмагов Эдварда Файлена с целью обеспечить американское общество знанием о том, как работает пропаганда. Девиз Института: «Научить людей думать, а не тому, что думать».

Цель настолько же благая, насколько невыполнимая.

Институт имел дело как с пропагандой Франко Делано Рузвельта и его Нового курса, так и с фашистской, нацистской, коммунистической и антикоммунистической пропагандой. Просуществовал институт недолго – с 1937 по 1942 год. Как только американская нация оказалась на войне, работа этого института по очевидным причинам заглохла.

Тем не менее, в рамках работы Института был выделен и описан первый набор из семи методов пропаганды:

 

1.     Навешивание ярлыков

Это использование негативных или унизительных определений, пейоративов, которые посредством повторения «приклеиваются» к персоне, группе людей, институтам, идеям. Так, например, европейские просветители раннего Нового времени прозвали своих противников «обскурантистами», то есть «затемняющими». Вскоре этот термин сам по себе стал синонимом ретроградов и мракобесов, и присвоение его тому или иному человеку – как навешивание ярлыка, определяющего его сущность. В случае с СВО украинская пропаганда старалась, используя в отношении России при каждом упоминании постоянной приписки «террористическое государство», создать впечатление, что Россия – это то же, что ИГИЛ (запрещенная в РФ террористическая организация). Следует заметить, что некоторые успехи в 2022-начале 2023 года у ЦИПСО были, но после активизации террористической активности самого Киева от этого ярлыка было решено отказаться.

2.     Яркие обобщения

В противовес первому методу – этот означает использование позитивных терминов, когда, например, нацистов из «Азова» называют патриотами, а бандитов-бандеровцев и террористов из УНА-УНСО – повстанцами и партизанами.

3.     Перенос (ассоциации)

Это использование событий из истории в контексте современности, поиск назойливых исторических аналогий. «Путин – это Сталин сегодня», - говорят украинские пропагандисты, имея в виду, что Сталин ответственен за массовые репрессии и «голодомор» (еще одна ассоциация в голове у украинцев), что позволяет тут же еще и наклеить ярлык. В свою очередь, Владимира Зеленского сравнивают с Уинстоном Черчиллем, если хотят ему польстить. И, напротив, в ходе визита Зеленского в США, его сравнивали с известным американским аферистом Бернардом Мэдоффом. В России приняты сравнения Зеленского с Наполеоном (в негативном контексте). Во Франции сторонники конфликта на Украине также сравнивают Зеленского с Наполеоном, но уже в контексте позитивном. Общим местом у критиков Зеленского является его сравнение с Гитлером.

4.     Рекомендация (ссылка на авторитеты)

Это использование лидеров общественного мнения для подтверждения идей, так или иначе выгодных или нужных организатору информационной/пропагандистской кампании. В ходе начального этапа СВО мы могли наблюдать как на Западе, используя этот метод, старались культивировать в гражданах России чувство стыда и поощрять раздор между государством и обществом. В пределе выразителем этой медийной кампании стал либерал и сооснователь СМИ, имеющего статус иностранного агента, «Медуза» Илья Красильщик. В своей колонке в The New York он прямо заявил, что русские, мол «провалились как нация». А его коллега, бывший гендиректор компании «Яндекс» в России Елена Бунина и вовсе заявила, что «не может жить в стране, которая воюет со своими соседями», после чего уехала… в Израиль.

Попытки вызывать стыд, фрустрацию, неприятие идеи проведения Специальной военной операции делались массово, и при этом, настолько топорно, что, скорее, вызвали обратный эффект у российского общества. Как заявил по этому поводу президент РФ Владимир Путин, враги «будут пытаться делать ставку на так называемую пятую колонну, на национал-предателей, на тех, кто зарабатывает деньги здесь, у нас, а живёт там. И живёт даже не по географическому принципу, а по своим мыслям, по своему рабскому сознанию». Стоит признать, что именно поэтому, непонимание российских реалий и русского народа не позволило организатором этой пропагандистской кампании успешно реализовать свой план.

5.     Игра в простонародность

Данный прием, который имеет дело с использованием в целях убеждения аргументации «простого человека», «обычного свидетеля», «представителя толпы» и так далее, сегодня воплощается в пропагандистских усилиях врага в своей максимально извращенной форме. Не сказать, что впервые, но массово мы с ним столкнулись в 2014 году, когда украинские пропагандисты из ЦИПСО начали выходить на российские блоги и форумы с нарративом «я, дочь офицера» и «не так все однозначно». То есть, используя якобы свидетельства очевидца, пропагандисты продвигали нужные им представления. Работало это из рук вон плохо, но первый блин всегда комом.

Позже это все переросло в куда более лицемерные и опасные способы манипуляции. В частности, посредством поддержанного украинским государством телефонного терроризма составлялись базы данных на внушаемых россиян, с которыми затем работали уже специалисты по слому психики, буквально заставляя их совершать теракты и диверсии на территории нашей страны. Это, конечно, не массовая, а точечная работа, но и она влияет на многое. Так же, как и работа с родными и близкими участников СВО, которую вели украинские специалисты. И в основе всех этих бесчестных операций лежит как раз вот этот вот способ воздействия.

В рутинной форме этот прием используется с целью усиления воздействия на мировые СМИ и мировое сообщество – мол, посмотрите, какие страдания переносят простые украинцы – вот вам и персональный пример этого. Так, в 2022 году Украина направила в мировое турне целую делегацию боевиков из неонацистского батальона «Азов», которая пыталась объяснить депутатам стран Европы, Канады, Израиля, как страдают «защитники Азовстали». В Израиль в декабре 2022 года в составе делегации прибыли заместитель главы ассоциации Юлия Федосюк и нацист-«азовец» Илья Самойленко. Их целью (в том числе и облеченного в форму с символикой «СС» Самойленко) было убедить евреев в отсутствии нацизма и антисемитизма среди «азовцев». Особенно интересно, что мир так и не познакомился с подобными миссиями «пострадавших в Буче». Вероятно, потому, что украинским пропагандистам оказалось никак нельзя достать настоящих «жертв Бучи» в силу их отсутствия.

Еще одна составная этого метода – использование образа «своего парня». Именно его взял на вооружение Владимир Зеленский как в ходе избирательной кампании 2019 года, когда баллотировался в президенты, так и с 2022 года, когда Зеленский скинул с себя пиджак и залез в зеленую майку, перестал бриться и стал обращаться с ежедневными посланиями к украинцам из бункера в Польше. Так украинский президент избрал образ якобы «своего парня», переживающего с гражданами Украины те же беды и несчастья (особенно это стало явно, когда летом 2022 года Зеленского западные СМИ обвинили в приобретении особняка в Италии стоимостью несколько сот миллионов евро).

6.     Подтасовка карт

Таково использование точки зрения оппонента или определенных его слов, высказываний, позиций для утрирования, передергивания, вырывания из контекста, замалчивания таким образом, чтобы извратить и представить их в виде, не соответствующем тому смыслу, который в него изначально вкладывал оппонент.

Этот метод довольно трудно отличить от прямой лжи. К примеру, когда постпред Украины при ООН Кристина Гайовишина заявила после уничтожения в январе 2024 года украинской ПВО российского самолета, перевозившего пленных ВСУ, что Минобороны РФ не проинформировала украинскую сторону о перевозке пленных, это была очевидная ложь, поскольку ранее официальные лица уже подтверждали информацию об обмене пленных и о полете самолета. В качестве аргументов украинская дипломат приводила, что Федеральная служба безопасности не позволила спасателям осмотреть место крушения самолета и что, по данным украинской разведки, в местный морг в Белгороде были доставлены только пять тел. Каким образом это могло опровергнуть факт уничтожения самолета, не понятно, но то, что перед нами типичная подтасовка карт – несомненно.

Еще один пример – использование иностранных СМИ для передачи своим согражданам необходимых установок. К примеру, 25 января 2024 года издание «Блумберг» опубликовало статью, в которой со ссылкой на некий источник говорится, что Россия, может быть готова согласиться на то, чтобы не настаивать на нейтральном статусе Украины и даже обсудить ее возможное вступление в НАТО. Вот что дословно говорилось в этой статье: «Близкие к Кремлю люди, попросившие не называть их имени для обсуждения вопросов, не являющихся публичными, заявили, что сигналы были переданы высокопоставленным чиновникам США в прошлом месяце через посредника, имя которого они отказались назвать. Путин, по их словам, может быть готов рассмотреть возможность отказа от настаивания на нейтральном статусе Украины и даже, в конечном итоге, отказаться от противодействия возможному членству в НАТО, угроза которого была главным оправданием вторжения со стороны России. Но за это придется заплатить цену, которую Киев категорически отверг: признание контроля Кремля над территорией, которую он занял в последние годы и которая сейчас составляет около 18% территории Украины, включая земли, захваченные после начала вторжения два года назад»…

Украинские СМИ передали эту статью как собственную «перемогу», то есть, победу. В их интерпретации Москва уже готова согласиться на членство Украины в НАТО. И, естественно, вторая часть – про необходимость признания новых территорий России полностью замалчивалась. России пришлось на официальном уровне выступать и от имени пресс-секретаря президента Дмитрия Пескова напоминать, что цели СВО были озвучены и не менялись. И нейтральный статус Украины – одна из обязательных целей и задач.

7.     Эффект большинства (фургон с оркестром)

Термин «фургон с оркестром» родом из 1848 года, когда будущий 12-й президент США Закари Тейлор в ходе президентской кампании запрыгнул на подножку фургона с оркестром во время выступления циркового коллектива Дэна Райса. По сути, прием правильнее было бы называть как раз «прыжок на подножку», или «присоединение к оркестру», но имеем то, что имеем. Пример Закари Тейлора, который своим прыжком на подножку циркового оркестра привлек внимание медиа, стал показательным в ходе той избирательной кампании, и сейчас используется для определения приему пропаганды, когда аудитории предлагают ассоциировать себя с успехом, большинством, правильной стороной, а не противопоставлять себя всему этому.

Пропагандисты стараются убедить аудиторию следовать за большинством. Будь как все, будь похож на всех, - говорят пропагандисты. Большинство людей считают, что в таклм случае они не могут ошибиться. Для этого вовсю используется социология. Интересны данные украинской Социологической службы «Рейтинг». В августе 2022 года 75% украинцев отвечали в ходе опроса, что страна развивается в правильном направлении. 93% опрошенных заявляли, что Украина победит Россию. Правда, с 57 в марте до 5% в августе сократилось число тех, кто верил, что победа будет достигнута в течение месяца. Примерно такие же данные показал опрос от 13 февраля 2023 года (95% украинцев верили в победу).

После провала контрнаступления ВСУ поллстер быстро переобулся в полете, показав, что, как минимум 44% украинцев хотят переговоров с русскими (опрос от 4 декабря). Тогда же свои данные представила и социологическая группа КМИС, которая показала, что 45% украинцев готовы прекратить войну, уступив часть территорий России при условии гарантий безопасности со стороны Запада. А чуть позже, в во время усиления внутриукраинского политического кризиса, агентство «Рейтинг» опубликовало информацию о том, что рейтинг доверия главкома ВСУ Залужного (82%) обогнал рейтинг Зеленского (72%).

Управляемая социология позволяет «присоединяться» аудитории к «большинству» - к тем или иным избранным заказчиками политического процесса и необходимым им идеологемам, смыслам, позициям.

Таким образом, мы видим, как именно используются базовые пропагандистские методы. Тем не менее, необходимо назвать и те методы, которые вычленили и другие специалисты по изучению пропаганды после деятельности IPA.

Среди них:

·       Навязчивое повторение

·       Демагогия

·       Дезинформация

·       Прямая ложь

·       Полуправда

·       Избирательная правда (на этой методике концентрируется фактчекинг)

·       Забалтывание для снижения актуальности и важности явления/лидера/идеи

·       Преуменьшение

·       Преувеличение

·       Эвфемизмы и дисфемизмы

·       Героизация (в пределе – культ личности)

·       Демонизация

·       Очернение

·       Насмешка и ирония

·       Разжигание ненависти

·       Дихотомия – представление в черно-белом цвете идеи/человека/объекта

·       Контраст

·       Нарочитый скепсис

·       Использование предрассудков аудитории для утверждения морального превосходства

·       Использование символов для консолидации общества вокруг человека/идеи

·       Использование клише

·       Использование стереотипов

·       Убеждение через афоризмы

·       Убеждение через провоцирование неодобрения

·       Убеждение через упрощение

·       Внушение

·       Обобщение

·       Привыкание - через обыденность и регулярность рассказа о негативной информации аудиторию «приучают» к минимизации эмоциональной реакции

·       Поддержка через верность – убеждение аудитории сохранять свою поддержку идее/человеку, поскольку отказ от нее будет предательством

·       Повторяющаяся промывка мозгов

·       Манипуляция социологией

·       Анонимные авторитеты (наши ученые)

·       Сторонние авторитеты (британские ученые)

·       Призрачные намеки

·       Приказ

·       Слоганы

·       Эхо радикалов - демонстрация собственной умеренности посредством демонстрации наличия радикальных и экстремистских позиций

·       «Вор вора поймал» - присоединение к аудитории в ее негативном настроении для «перевода стрелок» на новый объект – по типу технологии BLM

·       Привычное условие – создание у аудитории бессознательной связи двух объектов, посредством постоянного повторения их совмещения

·       Техника “добрых слов” – позитивные символы, слова, определения, атрибутирующие объект/человека/идею

·       Когнитивный диссонанс – использование техники «переворачивающей сознание» аудитории и отношения к объекту/человеку/идее

·       Следование повестке – манипулирование аудиторией через одобрение популярных в аудитории идей и неодобрение непопулярных

·       «Блестящий фантик» - положительная характеристика/определение объекта, создающее к нему отношение аудитории

·       «Козел отпущения» - перекладывание ответственности на вольно или невольно выбранную стороннюю группу/персону

·       Убеждение в неизбежности победы

·       Переход на личности

·       Подмена (заявляли одно, а доказывается другое, подмена факта мнением

·       Запутывание для домысливания

·       Сенсация для отвлечения внимания

·       Цинизм

·       Эйфория

Осенью 2022 года на волне эйфории от успешного наступления украинские пропагандисты из ЦИПСО доработали методички с целью усилить работу через убеждение и внушение.

Внушение – метод психологического воздействия, основанный на некритическом восприятии информации (распространение конкретных идей с целью замещения установки). Осенью и в декабре 2022 года активно эксплуатировался украинской стороной для внушения российской аудитории ощущения проигранной войны. «Много жертв, мы отступаем, все плохо, украинцы ломят»… Каждый тезис по отдельности на конкретный момент времени мог быть даже правдив. Но вместе они создавали фальшивую картинку. Это внушение со стороны украинских пропагандистов было призвано заменить в российском обществе убежденность в победе, царившую в нашем социуме до конца лета 2022 года.

Убеждение – метод обращения к российской аудитории с предложением поверить в информацию, которая соответствует тем или иным представлениям этой аудитории (власти воруют, во власти бардак) с генерализацией и с выходом затем на личностный уровень. Украинские пропагандисты продвигали на российскую аудиторию следующие нарративы: «во власти бардак, и моего сына убьют из за этой власти на войне / во власти бардак, и мы не сможем победить украинцев / во власти бардак, и эти мобилизованные ничего не решат, а следом они заберут и меня».  То есть, сначала до человека достучались одним из мессиджей, а затем на него насаживают другие мессиджи и умозаключения, предлагая с ними согласиться – «ведь, с главным то вы согласны, значит, и с этим согласитесь, ведь, вы умный человек»…

Таким образом, как мы видим каждый из выше упомянутых методов может быть подробно рассмотрен в применении к СВО, Однако наша задача – ознакомить с базовыми понятиями в том, что касается методов пропаганды, а не описать все методы пропаганды из существующих и атрибутировать их к тому или иному действию украинских пропагандистов.

 Продолжение следует


тэги
читайте также