7 апреля, вторник

МАКС-2015: Прорыв изоляции

09 января 2015 / 13:21
военный обозреватель ТАСС

Ярким красочным шоу воздушной акробатики завершил свою работу в подмосковном Жуковском двенадцатый Международный авиакосмический салон МАКС-2015.

Затянутое грозовыми дымчатыми облаками небо над аэродромом ЛИИ имени Громова расцвечивали «ромбы» и «стрелы» пилотажной группы «Русские витязи» из Проскуровского полка подмосковной Кубинки на тяжелых истребителях Су-27. Рассыпались в воздухе букетами тюльпанов «Сухие» и «МиГи» «Соколов России» из Липецкого учебного центра. Крутили «бочки» на «МиГ-29» «Стрижи» из Центра показа авиационной техники имени Кожедуба. Выписывали замысловатые петли «Як-130» пилотажников из Борисоглебского учебного центра под Воронежем. И рисовали инверсионным следом сердце, пробитое стрелой Амура, летчики латвийских Baltic Bees («Балтийские пчелы») на учебных Л-49.

А еще проплывала в торжественном строю кавалькада вертолетов во главе с самым тяжелым в мире «грузовиком» Ми-26, ударными «Ночным охотником» Ми-28Н и «Аллигатором» Ка-52, транспортными и многоцелевыми Ми-8 МТВ, Ми-17В и-Ка-32, учебным новичком «Ансат». Прошли под облаками величаво, будто на параде, наши ветераны Великой Отечественной МиГ-3 и Як-2, а также пара американских «Дугласов» С-47, совершивших накануне салона в Жуковском многочасовый перелет по маршруту ленд-лиза сороковых годов прошлого века «Аляска-Сибирь». Выписывал под облаками невообразимые пируэты многоцелевой Су-35 с управляемым вектором тяги, который пилотировал Герой России летчик-испытатель фирмы «Сухого» Юрий Ващук. И кружил, словно в вальсе, в плоском штопоре «звезду салона» — ПАК ФА (перспективный авиационный комплекс фронтовой авиации) истребитель пятого поколения Т-50 еще один Герой России из фирмы «Сухого» летчик-испытатель Сергей Богдан…

Праздник авиации в Жуковском удался на славу. Почти полмиллиона авиационных специалистов и журналистов, обыкновенных зрителей, приехавших на МАКС на электричках и автобусах, смогли собственными глазами увидеть все, чем богаты сегодня российские Военно-воздушные силы, Воздушно-космические силы и оборонная промышленность нашей страны. И надо думать, никто из них не был разочарован.

А посмотреть было на что. На открытой площадке ЛИИ имени Громова была представлена вся линейка современной авиационной техники и техники ПВО. Там были и стратегические бомбардировщики Ту-95 МС и Ту-160, самолет дальней радиолокационной разведки и наведения А-50, многофункциональные истребители Су-35 и МиГ-29 М/М2, учебно-боевой Як-130, военно-транспортный Ил-76 МД-90А, самолет-амфибия Бе-200, боевые вертолеты-Ка-52 и Ми-28НЭ, тяжелый транспортный вертолет Ми-26Т2, легкий многоцелевой вертолет-Ка-226Т, военно-транспортные вертолеты типа Ми-17, оснащенные современным радиоэлектронным и навигационным оборудованием и даже прототип истребителя пятого поколения фирмы «МиГ» «проект 1.44». А среди зенитно-ракетных комплексов ПЗРК «Игла-С» и «Верба», ЗРПК «Панцирь-С1», «Тор-М2Э» и «Бук-М2Э», ЗРС С-300ВМ «Антей-2500», С-300 «Фаворит» и С-400 «Триумф», а также новейшие комплексы радиоэлектронной борьбы. В павильонах — противокорабельные и противолодочные ракеты фирмы «Тактическое ракетное вооружение», боевые системы концерна «Высокоточные комплексы», различные двигатели — для вертолетов и самолетов… Все перечислить, к сожалению, невозможно.

Но важно сказать о том, что на салоне было представлено более 30 стран и 150 компаний, в том числе и такие крупные, как «Эрбас» (Airbus), «Боинг» (Boeing), «Пратт энд Уитни» (Pratt&Whitney), «Сафран» (Safran), «Роллс-Ройс» (Rolls-Royce), турецкая компания «Аселан» (Aselan) и южноафриканская «Дэнил» (Danel), которые, несмотря на объявленные против России санкции США и Евросоюза, продолжают сотрудничество с отечественным ОПК и полностью сохранили объем своего участия в выставке. Кроме того, несколько ведущих государств мира были представлены национальными стендами. Это Австрия, Бельгия, Великобритания, Германия, Италия, Франция, Чехия, Швейцария, Китай, Иран и другие. Посетили салон делегации из 80 стран. А среди высоких гостей МАКСа-2015, который открыл лично президент России Владимир Путин, были король Иордании Абдалла II, президент Египта Абдель Фаттах ас-Сиси, наследный принц Абу-Даби Мухаммед аль-Нахайян и вице-президент Ирана Сорена Саттари. И это, хотят об этом слушать за океаном или не хотят, стало еще одним доказательством того, что самонадеянные и высокомерные заявления неких американских лидеров и поддакивающей им западной прессы о том, что «Россия полностью изолирована», не выдерживают никакой критики и абсолютно не соответствуют реальной действительности. Но бог им судья.

МАКС-2015 еще раз продемонстрировал, что изоляция России полностью провалилась. Она, в принципе, невозможна.

Напрашивается простой и ясный вопрос: почему представители ведущих мировых авиакосмических фирм, несмотря на санкции, которые объявлены против России руководством США и Евросоюза, несмотря на риск подвергнуться каким-либо юридическим преследованиям со стороны собственного правительства, все-таки приняли участие в МАКСе? Ответ на этот вопрос лежит в плоскости деловой и экономической заинтересованности западных фирм в военно-техническом сотрудничестве с отечественными оборонными предприятиями и концернами и в их элементарной потребности в развитии и выживаемости в очень конкурентном мире. Оставишь свою нишу, можешь на нее уже никогда не вернуться.

Мало кто знает, что 30 процентов каждой конструкции франко-немецких пассажирских «Эрбас» (Airbus) составляют комплектующие, изготовленные из российского титана. Прекратятся поставки из уральской Верхней Салды и крупнейшее европейское предприятие, основной конкурент американскому «Боингу» (Boeing) на арене мировых транспортных и пассажирских перевозок просто рухнет. И потому «Эрбас» не мог не прислать в подмосковный Жуковский свой новейший А-350, который не только стал одним из самых популярных экспонатов салона МАКС-2015, но и регулярно совершал показательные полеты в небе над аэродромом ЛИИ имени Громова.

Кстати, тот же «Боинг» получает из «ВСМПО-Ависма» — уральского изготовителя титановых заготовок и конструкций до 40–45 процентов комплектующих для своих пассажирских лайнеров. А то, что выгодно Boeing, перефразируем Генри Форда, выгодно и всей Америке. И когда что-то становится выгодно США, то о санкциях тут же забывают. Еще один пример — покупка Вашингтоном у России ракетных двигателей РД-180, Рд-181 и РД-191. Без них он будет не в состоянии вывести в космос свои спутники.

Пусть от санкций страдают любые другие страны и фирмы, но американские — никогда. Так считают в Штатах. И в подтверждение этого тезиса приведем информацию о том, что компания Boeing и корпорация «ВСМПО-Ависма» подписали в рамках Международного авиационно-космического салона «МАКС-2015"очередное соглашение на поставку титановых штамповок для нового композитного крыла самолета Boeing-777X.По данным «Боинга», производство новейшего самолета, который станет самым большим и экономичным двухдвигательным лайнером в мире, начнется в 2017 году.

«Это соглашение еще больше укрепляет взаимное доверие, которое с 1997 года компания Boeing строила с ВСМПО благодаря стабильным поставкам высококачественных титановых деталей, — заявил президент Boeing в России и СНГ Сергей Кравченко. — Сегодня мы преодолели еще один важный этап в расширении объема сотрудничества с крупнейшим производителем титана в мире».

Вот так — не больше и не меньше. И это в разгар усиливающихся санкций. Как говорится, делайте выводы.

Правда, соглашение «Боинга» и «ВСМПО-Ависма» не единственное, которое было подписано на салоне МАКС-2015. Сообщалось о контрактах с Белоруссией на поставку в страну пяти боевых машин из состава зенитного ракетного комплекса «Тор-М2К», с Иорданией — на закупку парашютных платформ П-7, с испанской компанией HISDESAT Servicios Estratégicos S.A. — на запуск космического спутника PAZ, с Мексикой и Индонезией — по пассажирским лайнерам Sukhoi SuperJet 100, о других договоренностях. Звучала даже общая сумма заключенных контрактов — 2,5 миллиарда долларов. Но надо понимать, что на одной выставке вооружений никакие реальные контракты никогда не подписываются, хотя все СМИ чуть ли не с пометкой «Молния» сообщают о них, приводят умопомрачительные цифры — 20 миллиардов, сорок… Все это элементы своеобразного шоу или рекламы.

На самом деле серьезные оружейные контракты готовятся годами и подписываются в тиши кабинетов без софитов и прессы. Известно о них становится тоже не сразу. Но для того, чтобы подогреть интерес публики и прессы к выставкам вооружений, организовываются специальные презентации. Как говорится, show must go on.

Международный авиакосмический салон «МАКС-2015» стал и территорией деловых встреч, серьезных переговоров между серьезными людьми и сильными мира сего, и демонстрацией достижений российской оборонной промышленности (нам действительно есть, чем гордиться), и показом реальных боевых возможностей отечественных ВВС и Воздушно-космических сил по защите национальных интересов страны. И, конечно, грандиозным шоу. С уникальными демонстрационными полетами лучших пилотажных групп мира, которые есть только в России.

Автор этих строк, благодаря своей профессии, побывал на многих аэрокосмических выставках — в Ле Бурже под Парижем, на Фарнборо под Лондоном, в Йоханнесбурге в Южной Африке, в Дубае и Абу-Даби на юге Аравийского полуострова, в Куала-Лумпуре и на Лангкави в Малайзии, в индийском Нью-Дели и Бангалоре, в Рио-де-Жанейро, чилийском Сантьяго и в перуанской Лиме… Могу, что называется, сопоставить. И долженбез лишней скромности заметить, что ни одна из перечисленных выставок не сравнится с нашим салоном по насыщенности, эффективности и зрелищности пилотажной программы. Даже в отсутствии обычно посещаемых МАКС пилотажников из Франции Patrouille de France, летающих на легких истребителях Dassault/Dornier Alpha Jet, и итальянцев Frecce Tricolori — на дозвуковых Aermacchi MB-339.

Коллеги, вернувшиеся два месяца назад с салона в Ле Бурже, говорили мне, что без наших «Сушек», небо под Парижем было блеклым и скучным. Но это небо они выбрали для себя сами. А наш МАКС без тех, кто не смог или не захотел приехать, не пострадал ничуть.


тэги
читайте также