В американских медиа все больше обсуждается, кому пойдут деньги и военная помощь.
Как складываются отношения между главами государств?
А.Мигранян: Думаю, что отношения между президентами складываются сугубо деловые. Я, по крайней мере, не вижу личных элементов. Но это и не плохо. Иногда, вроде, личные отношения хорошие, но деловые не складываются. Как это было между Путиным и Джорджем Бушем или Медведевым и Обамой.
По-моему, Владимир Путин сторонник спокойных, трезвых отношений, когда стороны прекрасно понимают интересы их государства. Пока что отношений на таком уровне деловые, конструктивные. С обеих сторон есть желание решать вопросы, а не увлекаться вещами, не имеющими отношения к прямой работе.
Что может быть в повестке их встречи?
А.Мигранян: Здесь мало оригинального. Повестка дня между нашими странами известна. Во время «двадцатки» они будут обсуждать вопросы, вынесенные на повестку G20. Это международные финансовые институты, экономическое положение в мире, возможности устойчивого роста и обеспечения рабочими местами, сокращение безработицы. Оздоровление финансовой ситуации. Создание более эффективных институтов управления.
В двусторонних отношениях вопросы тоже известны.
Сейчас на первое место выдвинулась проблема сирийского урегулирования. Это горящая тема. По ней предполагается конференция, спонсорами которой являются Россия и США. Есть ожидания от этого, как и что это будет. Пока страны демонстрируют разные подходы. Это и отношение к действующей сирийской власти и оппозиции, которая совершенно не однозначна и вызывает все новые вопросы не только в России, но и у многих американских политиков. В американских медиа все больше обсуждается, кому пойдут деньги и военная помощь. Кому США оказывают помощь: повстанцам или боевикам?
Еще одна тема – Иран. Проблема иранской ядерной программы, которая беспокоит США и Израиль, да и все мировое сообщество.
Еще одна проблема, которая очень важна для наших отношений, – ПРО. Хотя у нас сохраняются существенные разногласия, американская администрация постоянно хочет показать, что сближение позиций возможно.
Есть тема, которую выдвигает Обама, - мир свободный от ядерного оружия. Дальнейшее сокращение стратегического ядерного оружия и, возможно, тактического. Это вполне возможно.
Кризис со Сноуденом, я думаю, к тому времени себя исчерпает. Но я не исключаю, что какие-то вопросы, связанные с ним и с братьями Царнаевыми (мигранты из Чечни, которых подозревают в организации теракта во время «Бостонского марафона» – ред.). Я бы назвал это вопросами более эффективного сотрудничества спецслужб. В условиях роста международного терроризма очень важно.
Конечно, Обаме трудно будет не поднять вопросы прав человека, проблем между государством и НКО – эти темы в США довольно часто поднимаются со стороны неоконсерваторов и либеральных интервенционалистов. Я думаю, по этим вопросам может быть дискуссия. Этот пункт обязательно входит в меню уже как элемент американской внутренней политики. Довольно влиятельные силы в стране постоянно муссируют эту тему. Конечно, это поддерживается и силами российских либералов, которые часто выступают в американской прессе и в Конгресс ходят как к себе домой. Лоббируют вещи, направленные против нынешних властей России.
Стоит ли ждать каких-то серьезных решений от этой встречи?
А.Мигранян: Не думаю. Во-первых, это не официальный визит в Россию. Как говорят по-английски onthesidelines, то есть в кулуарах G20. Это не полноформатная встреча, она может длиться час-два. На ней могут обозначать какие-то вещи, которые впоследствии во время саммита могут получить конкретизацию.
Да и нет на горизонте вещей, которые дали бы возможность для принятия конкретных решений. Решения к саммиту готовятся долго, чтобы встречи не были пустыми и не ограничивались декларациями о намерениях. Да и не было саммита реального, поэтому и нечего говорить о каких-то конкретных решениях.