Маловероятно, что толстосумы и профессиональные игроки будут регулярно прилетать в Крым с чемоданами денег.
Президент России внёс на рассмотрение проект закона о создании игорной зоны в Крыму.
Поучительно проанализировать имеющийся опыт, чтобы суметь максимально эффективно реализовать этот вид деятельности, который формально запрещён в большинстве регионов России.
Анализ исследований и отчётов западных правительственных комиссий, отвечающих за регулирование игорной деятельности, свидетельствует о том, что игорные зоны создают дополнительные рабочие места, снижают безработицу.
И, безусловно, игорные зоны способны приносить большие доходы. Так, стремительно развивающиеся игорные заведения Макао (Южный Китай), которые скоро обскачут Лас Вегас в погоне за титулом игорной столицы мира, приносят доход порядка 6 млрд. долларов США в год. Около 70% жителей Макао заняты в обслуживании деятельности игорных заведений.
Вместе с тем игорный бизнес сам по себе не способен стать лидирующим направлением в любой из известных экономических моделей. Следует трезво оценивать возможности игорных зон — это не более чем стимул для привлечения денег, но не стимул для инвестиций или экономического роста. Игровые зоны открываются, как правило, в депрессивных регионах, там, где нет других экономических возможностей развития. Яркий пример — это наличие казино и прочих игорных заведений в индейских резервациях в США. Они никак не стимулируют экономическую активность оставшихся индейцев, но позволяют тем хоть как-то сводить концы с концами.
Успех игорных зон зависит от ряда непреложных факторов.
По опыту существования игорных зон в Лас-Вегасе, Монако, Макао
и т. п. можно выделить ряд закономерностей.
Во-первых, игорные зоны должны ориентироваться как на очень богатых клиентов, так и на массовый наплыв клиентов со средним достатком. Должна быть обеспечена массовость посещения игорных заведений, которая зависит от достаточно высокого уровня жизни в данном регионе или соседних регионах, численности городских жителей в этих регионах и наличия удобных коммуникаций.
Во-вторых, игорная зона должна размещаться, как минимум, недалеко от густонаселенного региона с высоким уровнем жизни. Так, Лас-Вегас находится относительно недалеко от богатой Южной Калифорнии, а Монако — на территории Франции. Макао ориентирует свою игорную деятельность на расположенный недалеко богатый Гонконг.
В-третьих, игорные зоны также должны иметь хорошо развитую инфраструктуру: отели, рестораны, ресорты, пляжи, бассейны, концертные залы, аэропорты и тому подобное.
В-четвертых, должны быть обеспечены хорошие коммуникации с соседним регионами. Так, от Лос-Анжелеса до Лас-Вегаса средняя продолжительность полёта на самолёте составляет 43 минуты. От Парижа до Монте-Карло — 1 час 50 минут.
В-пятых, игорная зона должна быть обеспечена достаточным числом трудовых ресурсов. Так, в районе Лас-Вегаса компактно проживает около 2 млн. человек — это бóльшая часть населения штата Невада.
В Крыму все это есть, но есть лишь отчасти.
К сожалению, ни в Крыму, ни рядом с ним нет мегаполиса. От Москвы до Крыма время полета составляет через Украину — 1 час 45 минут, а теперь, с учётом облёта Украины — 2 часа 45 минут. На автомобиле из Москвы до Крыма можно, конечно, добраться, но наши дороги… И особенная тема — безопасность на этих дорогах, которая в России обеспечена недостаточно.
Инфраструктура в Крыму требует значительного обновления и даже восстановления. К тому же, санкции и блокада со стороны Украины способны осложнить нормальную деятельность даже самой современной инфраструктуры.
Маловероятно, что толстосумы и профессиональные игроки будут регулярно прилетать в Крым с чемоданами денег. А надежды на жителей Крыма как потенциальных клиентов казино не могут считаться обоснованными в силу различных серьёзных причин — их разбросанности по территории полуострова, а также не самого высокого их уровня жизни.
Многие специалисты в сфере индустрии развлечений скептически оценивают перспективы Крыма как успешной игорной зоны. Они полагают, что в Крыму, как и в других игровых зонах России, не удастся создать что-то масштабное и высокорентабельное.
Впрочем, можно значительно упростить решение этой задачи. Необходимо применить альтернативный вариант для Крыма. Это — мобильная игорная зона.
Альтернативный вариант состоит в том, чтобы приобрести несколько круизных морских лайнеров и разместить игорные заведения на них, открыв там, в частности, казино. Такие плавучие казино базируются, в частности, на Багамах.
Лайнеры будут принимать пассажиров, например, в Ялте и затем курсировать вдоль Южного берега Крыма. Являясь компактными игровыми центрами, они более удобны в обслуживании, в вопросах безопасности пассажиров (поддержании порядка и охране) и могут представить пассажирам все известные виды сервиса, включая рестораны и концертные холлы. А уже по мере роста их популярности можно будет заняться вопросами создания стационарной игорной зоны в Крыму.